Фидель Кастро и религия
В канун наступления каждого нового года мы вспоминаем о
великом событии, свершенном свободолюбивым и мужественным кубинским народом –
Кубинской революции, победившей 1 января 1959 года.
И, конечно, вспоминаем о ее замечательном вожде – лидере кубин-ской революции Фиделе Кастро
Рус, которому принадлежат немеркнущей славы и глубокой мудрости и верности
выражение: «Социализм или смерть».
Даже нынешняя отнюдь не социалистическая власть России
вынуждена признавать величие и огромное значения для всего мира этого человека.
22 ноября, в канун 6-й годовщины ухода Фиделя Кастро из жизни (25.11.2016г.)
ему был открыт памятник в Москве.
Однако сегодня мы приводим
статью, касающуюся не так кубинской революции, как корректировки взглядов
Фиделя в процессе познания жизни и науки. Речь идет о борьбе с религиозными
предрассудками. Читаем:
В произведениях классиков
марксизма-ленинизма многократно повторяется идея необходимости борьбы с
религиозными пережитками в условиях социализма. Религия тормозит движение
социализма вперёд, закрепощает сознание народных масс.
Кубинская революция дала возможность народу Кубы начать
строительство социализма. Основываясь на опыте Советского Союза и других
социалистических стран, Куба сразу же серьёзно занялась просвещением народных
масс. Школа была отделена от церкви. О чём сказано в Конституции страны от 1976
года.
В 1961 году началась кампания по ликвидации
неграмотности. Обучаясь грамоте, крестьяне и рабочие познавали мир и
отказывались от религиозных верований. В силу этого представители католической
церкви не приняли революцию.
Настоящим примером для кубинских агитаторов-коммунистов
является руководитель Коммунистической Партии Кубы Фидель Кастро. В 1986 году
на Кубе была издана книга “Фидель Кастро и религия”. Это запись пространной беседы
между бразильским монахом-доминиканцем Ф. Бетту и
вождём Кубинской революции. Книга имела огромный успех на Кубе и в Бразилии,
она вызвала горячие дискуссии и размышления по поводу актуальных проблем,
касающихся не только латиноамериканцев, но и всех, кого волнуют судьбы
человечества и кто стремится к лучшему будущему...
Утверждая, что между между марксизмом и христианством возможно
взаимопонимание, автор книги бразильский монах Фрай Бетту
говорит: “Наряду с разногласиями, которые могут быть между христианами и
марксистами, у нас есть общая задача
– борьба за освобождение. Раскол между
нами на руку врагу, буржуазии, которая делает из марксизма карикатуру, а из
христианства - орудие угнетения”.
Бетту отвергает тех, кто сделал
христианство орудием господства, кто с помощью религии узаконил угнетение. И
задает вопрос самому себе: “Разве Рейган и Пиночет не называли себя
христианами?” И сам же отвечает на него: “По делам надо судить, революционеры
ли этот христианин и этот коммунист, на
стороне ли они бедных, на стороне ли они тех, кто борется за создание мира
справедливости и братства?”
Монах Бетту говорит о том, что
Иисус Христос решительно стоит на стороне бедняков. Он даже приводит примеры из
Библии, в которых Иисус требует от богатых отдавать своё добро бедным.
Фидель Кастро возражает. “Дело в том, что ни один богач
не может отдать вчетверо больше того, что он украл, потому что обычно всё, что
у него есть, украдено, и если он не украл, то украли его родители или деды, так
что невозможно, если всё, что у тебя есть, украдено, отдать вчетверо больше
украденного… ”
Бетту пытается убедить Кастро, что и классы
– это не факт, а лишь изобретение и заблуждение марксизма. Однако Фидель в
качестве примера наличия классов приводит Древний Рим, где были аристократы,
затем метеки, граждане, лишенные прав, и рабы. И говорит о том, что Древний Рим
напоминает ему сегодня “американскую империю, они схожи во всём, даже в том,
что касается Капитолия. Их Капитолий похож на тот, что был в Риме, они его
скопировали; у них тоже есть свои сенаторы, могущественные господа, которые
дискутируют между собой; время от времени они даже убивают своих цезарей; у них
есть военные базы, эскадры и силы вторжения во всех частях света”.
По поводу классовой ненависти руководитель Кубы отвечает
так: “Ненависть порождает эксплуатация человека, угнетение человека, отчуждение
человека, социальная несправедливость”. В понимании Фиделя Кастро речь идёт о
ненависти к системе эксплуатации, а не о ненависти к людям. Социалисты ведут
ожесточенную борьбу против империализма, потому что “империализм предпринимает
против нас всевозможные агрессивные действия, стремится нанести нам ущерб”.
Не безинтересно, что Фидель
Кастро получил христианское воспитание, обучался в школе иезуитов, но потом,
изучая труды Маркса, Энгельса, Ленина, самостоятельно развил в себе
политические и революционные убеждения.
По материалу
статьи Н. Диас