Фидель Кастро и религия

 

В канун наступления каждого нового года мы вспоминаем о великом событии, свершенном свободолюбивым и мужественным кубинским народом – Кубинской революции, победившей 1 января 1959 года.

И, конечно, вспоминаем о ее замечательном вожде – лидере кубин-ской революции Фиделе Кастро Рус, которому принадлежат немеркнущей славы и глубокой мудрости и верности выражение: «Социализм или смерть».

Даже нынешняя отнюдь не социалистическая власть России вынуждена признавать величие и огромное значения для всего мира этого человека. 22 ноября, в канун 6-й годовщины ухода Фиделя Кастро из жизни (25.11.2016г.) ему был открыт памятник в Москве.

Однако сегодня мы приводим статью, касающуюся не так кубинской революции, как корректировки взглядов Фиделя в процессе познания жизни и науки. Речь идет о борьбе с религиозными предрассудками. Читаем:

В произведениях классиков марксизма-ленинизма многократно повторяется идея необходимости борьбы с религиозными пережитками в условиях социализма. Религия тормозит движение социализма вперёд, закрепощает сознание народных масс.

Кубинская революция дала возможность народу Кубы начать строительство социализма. Основываясь на опыте Советского Союза и других социалистических стран, Куба сразу же серьёзно занялась просвещением народных масс. Школа была отделена от церкви. О чём сказано в Конституции страны от 1976 года.

В 1961 году началась кампания по ликвидации неграмотности. Обучаясь грамоте, крестьяне и рабочие познавали мир и отказывались от религиозных верований. В силу этого представители католической церкви не приняли революцию. 

Настоящим примером для кубинских агитаторов-коммунистов является руководитель Коммунистической Партии Кубы Фидель Кастро. В 1986 году на Кубе была издана книга “Фидель Кастро и религия”. Это запись пространной беседы между бразильским монахом-доминиканцем Ф. Бетту и вождём Кубинской революции. Книга имела огромный успех на Кубе и в Бразилии, она вызвала горячие дискуссии и размышления по поводу актуальных проблем, касающихся не только латиноамериканцев, но и всех, кого волнуют судьбы человечества и кто стремится к лучшему будущему...

Утверждая, что между между марксизмом и христианством возможно взаимопонимание, автор книги бразильский монах Фрай Бетту говорит: “Наряду с разногласиями, которые могут быть между христианами и марксистами, у нас есть  общая задача –  борьба за освобождение. Раскол между нами на руку врагу, буржуазии, которая делает из марксизма карикатуру, а из христианства - орудие угнетения”.

Бетту отвергает тех, кто сделал христианство орудием господства, кто с помощью религии узаконил угнетение. И задает вопрос самому себе: “Разве Рейган и Пиночет не называли себя христианами?” И сам же отвечает на него: “По делам надо судить, революционеры ли этот христианин  и этот коммунист, на стороне ли они бедных, на стороне ли они тех, кто борется за создание мира справедливости и братства?”

Монах Бетту говорит о том, что Иисус Христос решительно стоит на стороне бедняков. Он даже приводит примеры из Библии, в которых Иисус требует от богатых отдавать своё добро бедным.

Фидель Кастро возражает. “Дело в том, что ни один богач не может отдать вчетверо больше того, что он украл, потому что обычно всё, что у него есть, украдено, и если он не украл, то украли его родители или деды, так что невозможно, если всё, что у тебя есть, украдено, отдать вчетверо больше украденного… ”

Бетту пытается убедить Кастро, что и классы – это не факт, а лишь изобретение и заблуждение марксизма. Однако Фидель в качестве примера наличия классов приводит Древний Рим, где были аристократы, затем метеки, граждане, лишенные прав, и рабы. И говорит о том, что Древний Рим напоминает ему сегодня “американскую империю, они схожи во всём, даже в том, что касается Капитолия. Их Капитолий похож на тот, что был в Риме, они его скопировали; у них тоже есть свои сенаторы, могущественные господа, которые дискутируют между собой; время от времени они даже убивают своих цезарей; у них есть военные базы, эскадры и силы вторжения во всех частях света”.

По поводу классовой ненависти руководитель Кубы отвечает так: “Ненависть порождает эксплуатация человека, угнетение человека, отчуждение человека, социальная несправедливость”. В понимании Фиделя Кастро речь идёт о ненависти к системе эксплуатации, а не о ненависти к людям. Социалисты ведут ожесточенную борьбу против империализма, потому что “империализм предпринимает против нас всевозможные агрессивные действия, стремится нанести нам ущерб”.

Не безинтересно, что Фидель Кастро получил христианское воспитание, обучался в школе иезуитов, но потом, изучая труды Маркса, Энгельса, Ленина, самостоятельно развил в себе политические и революционные убеждения.

 По материалу  статьи Н. Диас