Ученые-марксисты обсуждают развитие науки

и ее актуальность в современном мире

 

От редакции. 24-26 ноября в Москве прошел II Московский марксистский форум (ММФ – 2022): «Общественные науки в СССР и их роль в XXI веке (форум 100-летию образования СССР посвящается)», в которум приняли участие очно и он-лайн многие ученые-марксисты, а также общественные активисты, интересующиеся основополагающими положениями марксистской теории и ее развитием в привязке к условиям современности. Возможность участвовать удаленно позволила сделать свои доклады большому кругу участников, как с территории России и других республик Союза, так и ученых дальнего зарубежья.

Пока что мы не имеем возможности представить более подробную информации о ходе и результатах форума. Приводим лишь короткую реплику модератора первого пленарного заседания форума, д.э.н., профессора А.В. Бузгалина, в которой он обратил внимание на некоторые особенности современного исторического этапа. В частности, он сказал:

Дорогие друзья! Не следует недооценивать конфликтности современного мира в пространстве взаимного давления капитализма и, пожалуй, даже коммунизма, а не просто социализма.

20-й век был веком десятков социалистических революций. Мы сегодня вспоминаем о 105 годовщине Великого Октября, но посмотрите: 1918 год – революция в Германии, 1919 год – революция в Венгрии, 30-е годы – почти победа левых сил в странах Европы, включая Австрию, где были просто восстания, которые подавили фашисты. 1936 год – победа на парламентских выборах в Испании. Перед войной то же самое происходит еще в ряде стран. После войны целая серия деколониальных движений под социалистическими лозунгами.

Да, они практически все не увенчались успехом, но подавлял их мировой фашизм. Капитализм как таковой противостоять им не мог. Он должен был выродиться в самую чудовищную форму агрессии, которая только возможна. И в 1941-м – вся Европа – и Западная, и Восточная, легла под фашизм.

Фашизм – это продукт позднего, загнивающего капитализма. Именно загнивающего. И потому он уже пошел по пути не просто загнивания, а чудовищного, преступного, кровавого режима. Я не боюсь этих эмоций. Это не эмоции, это научная квалификация…

В то же время мы сегодня имеем большое количество элементов даже коммунизма в нашей жизни. Начиная от пространства бесплатного Интернета, в котором бесплатно создаются и бесплатно распределяются информационные блага, важнейшие ресурсы современности. То же самое и другие виды. Это, там, где оно есть, – бесплатное общедоступное образование; это, там, где оно есть, – бесплатное медицинское обслуживание; это, там, где он есть, – бесплатный доступ к культуре. Включая и (там, где они есть, а это большинство стран мира, всего 10 % исключение), перераспределение прибыли и других паразитических доходов частично в пользу общества, частично в пользу бюрократии через прогрессивный налог на доходы и на средства.

Все это успешные результаты классовой борьбы за социализм (правда, не радует оговорка – там, где они есть, – ред.).

Есть еще результаты классовой борьбы наоборот, против социализма. Ведь классовая борьба – это не только борьба пролетариата, но и борьба буржуазии. И всякий раз, когда нам не выплачивают зарплату, заставляют работать сверхурочно, нарушают Трудовое законодательство, запрещают забастовки и т.д. – это является антагонистической классовой борьбой буржуазии против трудящихся, которую мы все ощущаем на своем горбу. Даже в государственном университете. Это важный контекст, который мы не можем не учитывать.

(То есть – капитализм дошел до своего загнивания – фашизма, а социализм уже отвоевал у капитализма целый ряд коммунистических элементов. Значит классовая борьба сегодня идет в обостренной форме. На это обращает внимание А.В. Бузгалин – ред.)

К сожалению, мир сегодня находится в ситуациии, когда эта классовая борьба может оказаться результатом и причиной не самых позитивных решений, (мягко говоря – ред.), реакции, поскольку не достаточно сильны левые общественно-политические и идейные силы. В этой связи перед теорией стоят большие проблемы – и проблемы, которые поставят докладчики, и проблемы самокритики и реакции на внешнюю критику, и проблема нашего понимания, как мы должны в этих условиях жить политически.