Учебники истории как отражение реальности

 

2 ноября на базе Петрозаводского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция: «Вторая мировая война в школьных учебниках истории 20-21 века: уроки истории». Отправной точкой для исследования послужила рабочая гипотеза о том, что преподавание истории ВМВ в учебниках с началом 21 века кардинально изменилось; и это, в свою очередь, послужило снижению сопротивляемости общества к реабилитации фашизма. Надо сказать, что рост ультраправых настроений во всем мире действительно заставляет задуматься о его причинах.

Для марксистов очевидно, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой, однако для этого овладения должны быть материальные предпосылки, в частности, всеобщая система образования, из которой 80-90% людей черпают базовые представления об истории… Не меньшую роль играет пропаганда через СМИ, в частности, посредством разнообразных «лидеров мнений». Ведь одно дело, что говорит учительница в школе, а совсем другое — популярный блогер с миллионной аудиторией. Кроме того, нельзя забывать и об объективном влиянии самого строя жизни. Капитализм – общество звериной конкуренции, и человеконенавистнические идеи фашизма здесь падают на благодатную почву...

Важно подчеркнуть, что исследователи говорили не только о том, что и как написано, но и о том, что НЕ написано в учебниках, ведь умолчание — это тоже метод пропаганды...

(Рассматривались доклады как об учебниках европейских стран (Франция, Англия, Германия, Италия, Греция), так и России и некоторых бывших республик Союза – ред.)

...Наиболее объективными и сбалансированными исследователи посчитали учебники Франции, которые и в 20 и в 21 вв. сохраняли определённую преемственность, в частности последовательно осуждали фашизм, коллаборационизм, геноцид, и признавали, что коренным переломом в войне послужило именно сражение под Сталинградом. Однако на этом описание боевых действий на восточном фронте завершается, /есть/ упоминание, что РККА перешла в наступление и в итоге взяла Берлин.

В целом большое внимание, что и логично для французов, уделено движению сопротивления, однако, подчеркивая роль генерала Де Голля и описывая действия макизаров, учебник умалчивает, что костяк сил французских внутренних сил составляли именно коммунисты...

Учебники Испании и Великобритании хуже... [в первых] делается упор на абстрактное осуждение войны, что не удивительно, поскольку Франкистский режим был на волосок от вступления в ось. Английские учебники не лучше, они мечутся между театрами военных действий, при том и в них произошло сокращение места в учебнике под материалы о второй мировой. Более того, делаются попытки оправдать мюнхенский сговор и политику умиротворения...

Особую категорию составляют греческие учебные пособия, там делается упор на героическое сопротивление греческого народа оккупантам, осуждение фашизма и т.д. Однако, как и всегда, отсутствует важная деталь, а именно, –  участие коммунистов; даже упомянув, что нацист-ский флаг с акрополя был снят Манолиосом Глезосом и Апостолосом Сантасом, учебник умалчивает, что это были коммунисты...

Отдельно необходимо упомянуть учебники ФРГ, где основной упор сделан на объяснение причин прихода фашистов к власти, осуждение политики геноцида евреев и прочих военных преступлений. Однако важно упомянуть, что о преступлениях на восточном фронте говорится меньше, чем о холокосте, хотя и упоминается, что немецкие монополии были заинтересованы в остабайтерах...

Так же нужно подчеркнуть, что, описывая движения сопротивления, учебники останавливаются лишь на его некоммунистической части, полностью игнорируя деятельность КПГ, ни слова, не говоря о Тельмане и т.д. Это неудивительно, так как ведущая свою историю от спартаки-стов КПГ была осуждена властями республики в 1956 г. и запрещена (действующие сейчас коммунистиче-ские партии типа ГКП или КПГ-ост пользуются дырками в законах).

В целом можно видеть, что в западноевропейских учебниках присутствует некоторое осуждение фашизма, даже иногда делаются робкие попытки указать на то, что его причины коренятся в версальском мире, однако, не говорится о роли крупных монополий в его становлении.

... Для США гипотеза о радикальном изменении содержания учебников подтверждается в полной мере...

Для США главным ТВД являлся тихоокеанский. … В учебниках США минимум истории войны в Европе... В целом видно, что школьное образование США вообще не в лучшем состоянии, как и подача материала о ВМВ.

Таким образом можно видеть, что под видом того, что образование должно давать «не знания, а компетенции», в учебниках западных стран значительно сокращен объём даваемых ученикам знаний.

Однако большего внимания заслуживают учебники ближнего зарубежья и России. Здесь гипотеза может быть подтверждена в полной мере.

Так в Армении повествуют о второй мировой и Великой Отечественной войне максимально коротко и сухо, не упоминая даже армян — героев Советского Союза. В целом учебники там последовательно направлены на забвение общего социалистического прошлого.

Украинские учебники, как ни странно, не являются самыми одиозными, однако в них все более чётко: начиная с 1998 по 2018 видна линия на оправление коллаборационизма. ОУН УПА представлены как борцы одновременно с Германией и СССР. Отрицается какое-либо участие ОУН УПА в военных преступлениях, правда, сам Бандера даже в учебнике 2018 г. не упомянут. Украина придерживается также популярной с 90-х гг. концепции о том, что СССР вступил в войну как агрессивная держава, разделив Польшу с Германией и присоединив Прибалтику и Молдавию. Правда, при этом указывается на то, что присоединение западной Украины исполнило мечту украинского народа о воссоединении. В целом можно видеть, что на Украине основным средством пропаганды служили отнюдь не учебники, они скорее подстраивались под фашистскую риторику, смягчая острые углы. Здесь еще и видна простая зависимость: чем дальше от Сталина, тем ближе к Гитлеру. И действительно, общая тенденция антисоветского подхода к истории несомненно работает на реабилитацию фашизма...

Отдельно необходимо указать на проблему Молдавских учебников и учебников ПМР. Первые являются своего рода уникальными, так как начиная с 90-х годов молдавские националисты отрицают существование молдавского этноса и пытаются обелить румынский фашизм... Характерно, что даже название учебников здесь не «история Молдавии» или, например, «родная история», а «история Румын». В молдавских учебниках есть полный набор: осуждение СССР за присоединение Молдавии в 1940 г. и полное забвение оккупации территории страны румынскими войсками в 1918... Присутствует попытки обелить... всю внутреннюю и внешнюю политику королевской Румынии на протяжении 30-40-х гг. На фоне подобной шизофрении учебники ПМР выглядят взвешенными и объективными, фактически просоветскими.

...На фоне Украинских Белорусские учебники действительно хороши. В них освещается история Великой Отечественной, особое внимание уделяется партизанскому движению, что логично, и рассказывается о репрессивной политике фашистов на оккупированных территориях, как в отношении белорусов, так и еврейского населения.

Но и эти учебники не свободны от националистических выпадов в сторону СССР и его политики… А из подвигов советских солдат, прежде всего, выбираются те, что были совершены этническими белорусами.

Последние доклады были посвящены Российским учебникам истории. Исследователи указали на то, что в 90-е — начале нулевых учебники страдали антисоветским наполнением. При этом важно отметить, что учебники, например, 60-х гг. были подвергнуты критике за то, что в них главенствовал классовый подход...

В качестве положительного примера был приведен учебник Торкунова, который вроде бы излечился от подобных проблем, хотя в нем встречаются крайне странные задания для рассуждения по типу вопроса «а не следовало ли сдать Ленинград немцам?».

Однако, если посмотреть на этот учебник, то можно видеть, что антисоветчины в нем предостаточно. Она, во-первых, размазана по всем разделам, предшествующим описанию Великой Отечественной и после неё. Постоянно делаются оговорки о том, что, например, культура развивалась под жёстким диктатом, видимо, вопреки ему, зато очень комплиментарно высказываются о культуре белой эмиграции. Или что индустриализация приводила к перегреву экономики, и в 1939 г. наблюдалось снижение уровня жизни и т.д. Все это происходит в режиме вскользь брошенных фраз, без детального обоснования.

Если же перейти к изучению раздела, посвящённого войне и предвоенной внешней политике, то можно выяснить, что «передышка 39-41 была не до конца использована». Задним умом все крепки..., но, вкинув фразу, авторы не удосуживаются указать на то, по каким пунктам можно было бы лучше подготовиться к войне. Более того как обычно муссируется старый миф об «обезглавленной армии», хотя и в значительно смягченном виде, но он присутствует. И так везде, как будто создатели учебника считают, что их обвинят в необъективности, если они прекратят вкидывать не сильно обоснованные и не раскрытые антисоветские тезисы в собственный учебник...

В общем, учебник, мягко говоря, спорный: нельзя не отметить положительную тенденцию в описании советского периода... Но буржуазная пропаганда старается взять себе на вооружение часть советских достижений, очистив их от социалистического содержания. Однако, выходит это как всегда плохо, и поэтому не получается и написать хороший раздел, посвященный Великой Отечественной – все время нет, нет, да и прорвется антисоветчина.

И здесь мы можем перейти к важному для марксистов выводу. Школьная система, соответственно, учебники — это часть надстройки общества, на данный момент буржуазного, что и находит отражение в них. Здесь отражается как классовая позиция, так и общий кризис капиталистического общества в виде ухудшения качества самих учебников в ряде стран.

Однако, к сожалению, достойные специалисты, принявшие участие в конференции, рассмотрев свои участки работы, не сделали необходимых общих выводов, – ведь они, к сожалению, не используют марксистский классовый подход. Более того, некоторые критиковали за него старые китайские и советские учебники. Но ведь именно классовый подход позволяет подняться над узким этническим изложением истории и рассматривать её движение с объективных материалистиче-ских позиций.

И марксизм же четко показывает, что капитализм в своей высшей стадии всегда беременен фашизмом. Потому любой кризис заставляет буржуазию сбросить маску, для чего пригождаются все средства, включая порезанные школьные учебники. Надёжным же способом справиться с фашизмом является только социализм. Именно поэтому единственной действенной альтернативой национальному или этническому изложению истории является изложение её на основе классового подхода. Ведь только классовая солидарность, а не абстрактные «общечеловеческие ценности», может прочно объединить людей.

Поэтому остается только пожелать уважаемым ученым идти в правильном направлении и сделать еще несколько шагов в сторону классового понимания истории.

Михаил Марков

https://ркрпус

(приведено в сокращении)