Учебники истории как отражение реальности
2 ноября на базе Петрозаводского
государственного университета состоялась международная научно-практическая
конференция: «Вторая мировая война в школьных учебниках истории 20-21 века:
уроки истории». Отправной точкой для исследования послужила рабочая гипотеза о том, что преподавание истории ВМВ в учебниках с
началом 21 века кардинально изменилось; и это, в свою очередь, послужило
снижению сопротивляемости общества к реабилитации фашизма. Надо сказать,
что рост ультраправых настроений во всем мире действительно заставляет
задуматься о его причинах.
Для марксистов очевидно, что идея, овладевшая массами,
становится материальной силой, однако для этого овладения должны быть
материальные предпосылки, в частности, всеобщая система образования, из которой
80-90% людей черпают базовые представления об истории… Не
меньшую роль играет пропаганда через СМИ, в частности, посредством
разнообразных «лидеров мнений». Ведь одно дело, что говорит учительница в
школе, а совсем другое — популярный блогер с миллионной аудиторией. Кроме того, нельзя забывать
и об объективном влиянии самого строя жизни. Капитализм – общество звериной
конкуренции, и человеконенавистнические идеи фашизма здесь падают на
благодатную почву...
Важно подчеркнуть, что исследователи говорили не только о
том, что и как написано, но и о том, что НЕ написано в учебниках, ведь
умолчание — это тоже метод пропаганды...
(Рассматривались доклады как об
учебниках европейских стран (Франция, Англия, Германия, Италия, Греция), так и
России и некоторых бывших республик Союза – ред.)
...Наиболее объективными и сбалансированными
исследователи посчитали учебники Франции, которые и в 20 и в 21 вв. сохраняли
определённую преемственность, в частности последовательно осуждали фашизм,
коллаборационизм, геноцид, и признавали, что коренным переломом в войне
послужило именно сражение под Сталинградом. Однако на этом описание боевых
действий на восточном фронте завершается, /есть/ упоминание, что РККА перешла в
наступление и в итоге взяла Берлин.
В целом большое внимание, что и логично для французов,
уделено движению сопротивления, однако, подчеркивая роль генерала Де Голля и описывая действия макизаров,
учебник умалчивает, что костяк сил французских внутренних сил составляли именно
коммунисты...
Учебники Испании и Великобритании хуже... [в первых]
делается упор на абстрактное осуждение войны, что не удивительно, поскольку Франкистский режим был на волосок от вступления в ось.
Английские учебники не лучше, они мечутся между театрами военных действий, при
том и в них произошло сокращение места в учебнике под материалы о второй
мировой. Более того, делаются попытки оправдать мюнхенский сговор и политику
умиротворения...
Особую категорию составляют греческие учебные пособия,
там делается упор на героическое сопротивление греческого народа оккупантам,
осуждение фашизма и т.д. Однако, как и всегда, отсутствует важная деталь, а
именно, – участие коммунистов; даже
упомянув, что нацист-ский
флаг с акрополя был снят Манолиосом Глезосом и Апостолосом Сантасом, учебник умалчивает, что это были коммунисты...
Отдельно необходимо упомянуть учебники ФРГ, где основной
упор сделан на объяснение причин прихода фашистов к власти, осуждение политики
геноцида евреев и прочих военных преступлений. Однако важно упомянуть, что о
преступлениях на восточном фронте говорится меньше, чем о холокосте, хотя и
упоминается, что немецкие монополии были заинтересованы в остабайтерах...
Так же нужно подчеркнуть, что, описывая движения
сопротивления, учебники останавливаются лишь на его некоммунистической части,
полностью игнорируя деятельность КПГ, ни слова, не говоря о Тельмане и т.д. Это
неудивительно, так как ведущая свою историю от спартаки-стов
КПГ была осуждена властями республики в 1956 г. и запрещена (действующие сейчас
коммунистиче-ские партии
типа ГКП или КПГ-ост пользуются дырками в законах).
В целом можно видеть, что в западноевропейских учебниках
присутствует некоторое осуждение фашизма, даже иногда делаются робкие попытки
указать на то, что его причины коренятся в версальском мире, однако, не
говорится о роли крупных монополий в его становлении.
... Для США гипотеза о радикальном изменении содержания
учебников подтверждается в полной мере...
Для США главным ТВД являлся тихоокеанский.
… В учебниках США минимум истории войны в Европе... В целом видно, что школьное
образование США вообще не в лучшем состоянии, как и подача материала о ВМВ.
Таким образом можно видеть, что
под видом того, что образование должно давать «не знания, а компетенции», в
учебниках западных стран значительно сокращен объём даваемых ученикам знаний.
Однако большего внимания заслуживают учебники ближнего
зарубежья и России. Здесь гипотеза может быть подтверждена в полной мере.
Так в Армении повествуют о второй мировой и Великой
Отечественной войне максимально коротко и сухо, не упоминая даже армян — героев
Советского Союза. В целом учебники там последовательно направлены на забвение
общего социалистического прошлого.
Украинские учебники, как ни странно, не являются самыми
одиозными, однако в них все более чётко: начиная с 1998 по
2018 видна линия на оправление коллаборационизма. ОУН УПА представлены
как борцы одновременно с Германией и СССР. Отрицается какое-либо участие ОУН
УПА в военных преступлениях, правда, сам Бандера даже
в учебнике 2018 г. не упомянут. Украина придерживается также популярной с 90-х
гг. концепции о том, что СССР вступил в войну как агрессивная держава, разделив
Польшу с Германией и присоединив Прибалтику и Молдавию. Правда, при этом
указывается на то, что присоединение западной Украины исполнило мечту
украинского народа о воссоединении. В целом можно видеть, что на Украине
основным средством пропаганды служили отнюдь не учебники, они скорее
подстраивались под фашистскую риторику, смягчая острые углы. Здесь еще и видна
простая зависимость: чем дальше от
Сталина, тем ближе к Гитлеру. И действительно, общая тенденция антисоветского подхода к истории
несомненно работает на реабилитацию фашизма...
Отдельно необходимо указать на проблему Молдавских
учебников и учебников ПМР. Первые являются своего рода уникальными, так как начиная с 90-х годов молдавские националисты отрицают
существование молдавского этноса и пытаются обелить румынский фашизм...
Характерно, что даже название учебников здесь не «история Молдавии» или,
например, «родная история», а «история Румын». В молдавских учебниках есть
полный набор: осуждение СССР за присоединение Молдавии в 1940 г. и полное
забвение оккупации территории страны румынскими войсками в 1918... Присутствует
попытки обелить... всю внутреннюю и внешнюю политику королевской Румынии на
протяжении 30-40-х гг. На фоне подобной шизофрении учебники ПМР выглядят
взвешенными и объективными, фактически просоветскими.
...На фоне Украинских
Белорусские учебники действительно хороши. В них освещается история Великой Отечественной, особое внимание уделяется
партизанскому движению, что логично, и рассказывается о репрессивной политике
фашистов на оккупированных территориях, как в отношении белорусов, так и
еврейского населения.
Но и эти учебники не свободны от националистических
выпадов в сторону СССР и его политики… А из подвигов
советских солдат, прежде всего, выбираются те, что были совершены этническими
белорусами.
Последние доклады были посвящены Российским учебникам
истории. Исследователи указали на то, что в 90-е — начале нулевых
учебники страдали антисоветским наполнением. При этом важно отметить, что
учебники, например, 60-х гг. были подвергнуты критике за то, что в них
главенствовал классовый подход...
В качестве положительного примера был приведен учебник Торкунова, который вроде бы излечился от подобных проблем, хотя
в нем встречаются крайне странные задания для рассуждения по типу вопроса «а не
следовало ли сдать Ленинград немцам?».
Однако, если посмотреть на этот
учебник, то можно видеть, что антисоветчины в нем предостаточно. Она,
во-первых, размазана по всем разделам, предшествующим описанию Великой
Отечественной и после неё. Постоянно делаются оговорки о том, что, например,
культура развивалась под жёстким диктатом, видимо, вопреки ему, зато очень комплиментарно высказываются о культуре белой эмиграции.
Или что индустриализация приводила к перегреву экономики, и в 1939 г.
наблюдалось снижение уровня жизни и т.д. Все это происходит в режиме вскользь
брошенных фраз, без детального обоснования.
Если же перейти к изучению раздела, посвящённого войне и предвоенной
внешней политике, то можно выяснить, что «передышка 39-41 была не до конца
использована». Задним умом все крепки..., но, вкинув фразу, авторы не
удосуживаются указать на то, по каким пунктам можно было бы лучше подготовиться
к войне. Более того как обычно муссируется старый миф об «обезглавленной
армии», хотя и в значительно смягченном виде, но он присутствует. И так везде,
как будто создатели учебника считают, что их обвинят в необъективности, если
они прекратят вкидывать не сильно обоснованные и не раскрытые антисоветские
тезисы в собственный учебник...
В общем, учебник, мягко говоря, спорный: нельзя не
отметить положительную тенденцию в описании советского периода... Но буржуазная
пропаганда старается взять себе на вооружение часть советских достижений,
очистив их от социалистического содержания. Однако, выходит это как всегда
плохо, и поэтому не получается и написать хороший раздел, посвященный Великой
Отечественной – все время нет, нет, да и прорвется антисоветчина.
И здесь мы можем перейти к важному для марксистов выводу.
Школьная система, соответственно, учебники — это часть надстройки общества, на
данный момент буржуазного, что и находит отражение в них. Здесь отражается как
классовая позиция, так и общий кризис капиталистического общества в виде
ухудшения качества самих учебников в ряде стран.
Однако, к сожалению, достойные специалисты, принявшие
участие в конференции, рассмотрев свои участки работы, не сделали необходимых
общих выводов, – ведь они, к сожалению, не используют марксистский классовый
подход. Более того, некоторые критиковали за него старые китайские и советские
учебники. Но ведь именно классовый подход позволяет подняться над узким
этническим изложением истории и рассматривать её движение с объективных материалистиче-ских позиций.
И марксизм же четко показывает, что капитализм в своей
высшей стадии всегда беременен фашизмом. Потому любой
кризис заставляет буржуазию сбросить маску, для чего пригождаются все средства,
включая порезанные школьные учебники. Надёжным же способом справиться с
фашизмом является только социализм. Именно поэтому единственной действенной
альтернативой национальному или этническому изложению истории является
изложение её на основе классового подхода. Ведь только классовая солидарность,
а не абстрактные «общечеловеческие ценности», может прочно объединить людей.
Поэтому остается только пожелать уважаемым ученым идти в
правильном направлении и сделать еще несколько шагов в сторону классового
понимания истории.
Михаил
Марков
https://ркрп.рус
(приведено
в сокращении)