Николай Масалов. Солдат и памятник

 

10 декабря 2022 года исполняется сто лет со дня рождения Николая Ивановича Масалова (1922 – 2001). Сегодня это имя мало кто помнит. Но зато все советские люди и очень многие зарубежные друзья Советской страны видели репродукции с памятником Н.Н. Масалову, поставленному ему при жизни. Этот памятник установлен в Берлине в Трептов-парке. На нем изображен советский солдат с немецкой девочкой на руках.

Николай Иванович Масалов сибиряк: он родился в деревне Вознесенка Кемеровской области. В армию был призван в декабре 1941 года. Участвовал в боях под Сталинградом, в форсировании Днепра, четырежды был ранен. В 1945 году он стал членом ВКП(б).

Вот как описывал будущий Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков (1900-1982) событие, произошедшее во время боев в Берлине 30 апреля 1945 года.

«…До атаки на аэродром Темпельхоф осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, – тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», – сказал товарищам сержант Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. …Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост – высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки… Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?.. Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём. Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!…» Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трёхлетней немецкой девочкой на руках. Её мать, вероятно, пыталась бежать, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов присоединился к своим товарищам, готовым к броску вперед».

В 1946 году Климент Ефремович Ворошилов (1881 – 1969), узнавший историю спасения немецкой девочки, предложил установить в Берлине монумент. По его просьбе скульптор Евгений Викторович Вучетич (1908 – 1974) разработал предварительный проект памятника. Этот проект показали И.В. Сталину, и тот внес единственную поправку: вместо автомата в руке у солдата должен быть меч, которым он разбивает свастику. Памятник был установлен в Трептов-парке и открыт 8 мая 1949 года.

После демобилизации Н.И. Масалов вернулся в Кузбасс. Он работал на небольших хозяйственных должностях. Последняя его должность – завхоз... детского сада (!!!). Умер Николай Иванович 20 декабря 2001 года.

Магистрат немецкой столицы присвоил Н.И. Масалову звание Почетного гражданина города Берлина. Однако после того, как Западная Германия проглотила Германскую Демократическую Республику, это решение было отменено. О гуманизме бойцов Советской армии было рекомендовано забыть.

Судьбу спасенной Н.И. Масаловым девочки установить не удалось. Когда в 1960-х годах кинематографисты ГДР делали документальный фильм о подвиге советского солдата, они попытались найти эту девочку. И нашли около сотни женщин, спасенных в детстве советскими солдатами. Кого из них спас именно Масалов, осталось непонятным. Это, по большому счёту, и не важно: Н.И. Масалов был не единственным. Таких эпизодов было много.

Нельзя не вспомнить и некоторые события из более поздних времен.

6 апреля 1966 года, Германия. В небе над Берлином у советского военного самолета отказал мотор. Падение самолета на Западный Берлин казалось неминуемым. И тогда летчики Борис Владиславович Капустин (1931 – 1966) и Юрий Николаевич Янов (1931 – 1966), вместо того, чтобы прыгать с парашютом, направили самолет в озеро. Летчики погибли, но жертв среди мирных жителей не было. В память об этом событии позже была написана песня про «...огромное небо, одно на двоих».

21 августа 1968 года, Чехословакия.

Отставший от своей колонны совет-ский танк вступил на мост через большую реку. А в конце моста путь танку преградила толпа разгоряченных антисоветскими лозунгами граждан, среди которых были женщины и дети. Столкновение с большим числом жертв казалось неминуемым. И тогда командир танка Юрий Иннокентьевич Андреев (1940 – 1968) резко повернул руль. Протаранив ограждения моста, тяжелая машина с большой высоты упала в реку. Трое танкистов (в том числе и командир танка) погибли, двое получили тяжелые травмы. Никто из чехословацких ельцинистов не пострадал.

Такими вот мы были оккупантами.

В 2014 году земляк Николая Масалова юрист и поэт Павел Александрович Великжанин (род.1985г.) написал стихотворение:

 

Берлин залит дождём огня и стали,

Но детский плач был громче,

                               чем война:

Потеряно стоит среди развалин

Там девочка немецкая одна.

 

А, может быть, отец её в гестапо

Служил, а мать эсэсовкой была…

Но вот она лепечет: «мама, папа»

Из пулями оббитого угла.

 

И, может быть, отец, слепой от злости

Все ближе целил пулеметный ствол.

Но тут солдат, чьи дети на погосте,

Поднялся, крикнув только:

                              «Я пошёл!».

 

И ринулся к немецкому ребёнку

Сквозь ливень из немецкого свинца.

В шинель дитя закутал, как в пелёнку.

Собой закрыл от пуль её отца,

 

И вытащил почти что с того света

Солдат в зелёной каске со звездой.

И девочка спасенною планетой

К плечу его приникла головой.

 

С.В. Багоцкий