«Угрюм-река»:
страшная сказка о «хорошем капиталисте»
Фильм «Угрюм-река»,
снятый в 1968 году режиссёром Я. Лапшиным по одной из знаменитейших книг 20-го
столетия и почти в точности повторяющий её сюжет, — вещь непростая и очень
талантливая. Настоящая классика советского кино: чёрно-белая, монументальная, с
поразительно мощной актёрской игрой. При этом фильм совершенно не покажется вам
занудным: динамика действия и увлекательный сюжет
затянут в свою пучину буквально в первые десять минут.
К слову, о самом сюжете, по
началу напоминающем старинную русскую сказку. Сибирский разбойник Данило
Громов, вдоволь нагулявшийся с топором по торговым дорогам, умирает и завещает
сыну с внуком несметные богатства. Нажитое невинной кровью золото раскаявшийся
убивец просит пустить на благие дела, однако Пётр Данилыч
решает иначе. Он пускает деньги в оборот, через малое время
сделавшись на полученной прибыли именитым купцом. А чуть позже отправляет
единственного сына Прошку Громова сплавиться вниз по Угрюм-реке, чтобы разведать, с кем
и как в богатых сибирских краях выгодно торговать…
Прохор Громов-то и есть главный герой нашего
фильма. Восемнадцатилетний мальчишка, взявши в напарники верного товарища
черкеса Ибрагима-оглы, отправляется в путь по суровой, как сама сибирская жизнь, непокорной Угрюм-реке. Он едва не погибнет среди таёжных снегов,
вдоволь насмотрится на страдания бурлаков и живущих по берегам реки тунгусов,
которых, как и многих иных инородцев, в царской России не считали за
полноценных людей, после чего вернётся домой уже другим человеком. Две идеи
овладеют Прохором: стать знаменитейшим промышленником, покорившим бурную Угрюм-реку, и поставить своё дело
не как у других купцов-кровопийц, а по справедливости. «Я всех тех мерзавцев, которые мужиков грабят, в омуте утоплю!» —
обещает юный Громов, искренне веря, что сумеет сделаться «хорошим
капиталистом», у которого работники будут жить сыто и тепло. Как Вера Павловна
из романа Чернышевского, он хочет трудиться сам и помочь обрести честный
заработок бедным людям.
Но недаром предрекла Прохору тунгусская
шаманка Синильга «хорошее начало, кипучую серёдку и
страшный конец». Жажда власти, наживы, могущества постепенно пересиливает в
бывшем наивном мальчике желание вести дело по совести. Первое убийство, первая
ложь, первое предательство Громовым наивернейшего друга — и на светлых мечтах
поставлен жирный крест. Постепенно матереющий промышленник понимает, что может
богатеть и воплощать свои честолюбивые мечты лишь при условии грабежа
собственных рабочих, взяток чиновникам, устранения более успешных конкурентов.
Рыночное общество в образе Прохора Громова без стеснения демонстрирует свои
самые отвратительные пороки: бывший «хороший предприниматель» приказывает
расстреливать безоружных бастующих, пользуется беззащитностью юных
девочек-поселянок, спаивает водкой тунгусов, чтобы те по дешёвке отдавали ему
пушнину… Под конец фильма мифический добрый
капиталист, априори нежизнеспособный в условиях рынка, окончательно
превращается в капиталиста реального: жестокого, беспринципного, думающего
исключительно о собственной выгоде. Да, он покорил Угрюм-реку, её тёмную гладь взрезают его пароходы, а
фамилия «Громов» гремит аж до самого Петербурга. Но какова цена этой победы?..
В фильме присутствуют не одни лишь социальные
мотивы: есть и любовная линия, страстная и колдовская, как сама эта история. На
беду свою полюбит будущего властелина Сибири молодая вдова Анфиса, первая на
селе красавица, но ни ей, ни ему не принесёт эта горячечная, непутёвая любовь
счастья. И Ниночка Куприянова, жена Прохора, станет верно любить его, пытаясь
наставить на путь правды и справедливости, однако когда сама будет вынуждена
взять на себя управление фирмой Громовых, стоящей на грани разорения, — быстро
переменится. Не «матерью-игуменьей», а практичным деловым человеком сделается
Нина. И точно так же будет выжимать соки из своих работников, потому что иначе
нельзя: рынок диктует свои законы.
Детально пересказывать сюжет слишком долго —
у Лапшина эта история заняла четыре полноценных серии, а у автора романа, Вячеслава
Шишкова, — два толстых тома. Но, помимо главных героев, вы найдёте в «Угрюм-реке» ещё множество ярких
типажей, интересных характеров. Это и по-собачьи преданный Прохору черкесец Ибрагим, бывший каторжник, а ныне — наивернейший
слуга, и забитая бесправная Марья, мать главного героя, и напомаженный хлюст
Илья Сохатых — лакейская душонка, трусливый управляющий… И,
конечно же, мистическая тунгусска-шаманка, мёртвая Синильга — воплощение сил природы, истинная хозяйка Угрюм-реки. Подобно бажовской
хозяйке Медной горы, Синильга является
персонифицированным народным эпосом: может стать покровительницей честного
человека и уберечь его в таёжных снегах, но мерзавца
и палача беспременно сведёт с ума, уложит в сырую могилу… Не
без её помощи бесславно окончит свой век и Прохор Громов.
Выделите несколько часов свободного времени,
скачайте себе фильм Ярополка Лапшина и приготовьтесь с головой окунуться
в «Угрюм-реку» — страстную и
суровую. А потом, быть может, возьмётесь и за двухтомник Шишкова. Он чуть более
жесток и натуралистичен, чем безупречно выдержанный, подходящий для любой
аудитории фильм, но одним из знаменитейших романов 20-го века считается
совершенно не напрасно.
С. Белкина