Предыдущий материал

ЧЕМУ УЧИТ "ПРАВОСЛАВНЯ КУЛЬТУРА?"

Мы уже писали о том, что в школах страны вводится предмет "основы православной культуры", мы также отмечали, что этот предмет не попытка ознакомить подрастающее поколение с неизвестным ему пластом культуры, на деле - это реставрация дореволюционного "Закона божьего", воскрешение в начале ХХI века кусочка средневековой дискости. Теперь, ознакомившись с программой курса мы нашли еще одно подтверждение этому.
В этой статье мы дадим комментарий к отдельным пунктам этой программы, а также попытаемся угадать какую же мораль пытаются вывести из библейских легенд чиновники от образования.

Курс "Основы православной культуры"
Программа первого года обучения

Просьба отметить, что мы имеем дело только с программой первого года обучения. Согласно письму Минобразования предмет "Основы православной культуры" будет изучаться все 11 лет.

Тема 1. Введение - 2 часа.
1. Вводная беседа. Что мы знаем о православии? Главная книга в православии. Где могут пригодиться знания основных ценностей этой религии. Что принесла миру эта религия.

Здесь, конечно, все будет зависеть от того, кто будет преподавателем. Православный священник, конечно, не расскажет про православную инквизицию, гонения на "расколькников" и "еретиков", гонения на прогрессивных ученых, писателей, вплоть до Льва Толстого, про поддержку церковью царского режима, крепостного рабства и жесточайшей капиталистической эксплуатации. А без этого представление о православии будет далеко не полным...

2. Библия - книга книг. Канонические, неканонические книги, апокрифы. Язык Библии. Если автор у библии? Ветхий Завет (хронология, о чем?). Новый Завет (хронология, о чем? Составляющие части)
И здесь учеников вряд ли познакомят с альтернативной церковной точкой зрения, которой придерживались ученые исследователи Библии, что Библия - есть сборник рассказом еврейских пастушеских племен и отражает обусловленный их развитием примитивно-религиозный взгляд на мир. И о том, что нелепая сказка о сотворении мира за шесть дней полностью противоречит данным геологи, астрономии и других наук.

Тема 2. Ветхий Завет - 18 часов
1. Сотворение. Сотворение мира. Сотворение человека. Адам и Ева - первые люди. Седьмой день недели.

Рассказывая об этом, церковники обычно говорят о том, что эволюционная теория Дарвина якобы опровергнута последними данными науки. Но никогда не приводят эти самые данные. Почему? Просто таких данных нет. Эволюционная теория происхождения видов, роль труда в превращении обезьяны в человека никем еще не опровергнута и признается в качестве единственно научной теории.

4. Потоп. Особый человек Ной. Устройство ковчега и потоп. Жертвоприношение - договор бога и человека.
Что особенного в Ное? Библия ничего на этот счет не говорит, кроме того, что Ной "ходил под богом". Как он ходил - не уточняется. Устройство ковчега - более интересная тема. В Библии указываются его размеры: длинна - триста локтей, ширина - пятьдесят, а высота - тридцать. Как в таком утлом по сегодняшним меркам суденышке поместилось "каждой твари по паре" - на этот вопрос добиться ответа от преподавателей будет сложно. Если же детям это все рассказывается только как притча или сказка из которой нужно сделать морализаторский вывод, то зачем тогда нужен пункт "устройство ковчега"?
Еще интереснее пункт о "договоре бога и человека". Договор этот, если перевести его на современный юридический язык будет звучать примерно так:
"Яхве Бог-отец, Вседержитель именуемый далее Бог и божие твари в лице Ноя, именуемые далее людьми заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Бог обязуется больше не проклинать землю и человека и не устраивать потопов.
2. Бог обязуется передать Ною и его потомкам в бессрочное пользование все живое на земле, все движущееся по земле и зелень травную.
3. Люди обязуются устраивать регулярные жертвоприношения в удобное для контрагента время".
Какую из этого можно вывести полезную мораль - неизвестно. Разве только познакомить с договорным правом.


5. Библейские нарицательные имена и события. Кто такой "Хам"? Библейские Сим, Хам, Иафет. Что такое "столпотворение"? Содом и Гоморра - символ страха и ужаса.
Хам был сыном Ноя. Когда папаша его изрядно выпил и заснул в голом виде, Хам это увидел и позвал братьев, чтобы они посмотрели на этот стыд. Проснувшись, старый алкаш разозлился на сына и обратил его в рабство.
Мораль: Уважай папашу-алкаша и не смей ему ничего говорить поперек.
Этим дело не ограничивается. Согласно религиозному учению, от Хама впоследствии произошел класс трудящихся, а из двух других братьев - соответственно классы эксплуататоров и духовенства.
 Мораль: согласно Библии, трудящиеся - это недочеловеки.
Другая трактовка этой истории еще более "гуманная". Согласно этой версии,  от Хама произошли негры, а от двух других братьев - более арийский расы. Это вообще в комментариях не нуждается.
Со столпотворением такая штука: по Библии был у людей один язык и все друг друга понимали. И решили они сообща построить башню до неба. Получалось у них неплохо. Но бог основательно испугался за свою небесную монополию и сделал так, что люди стали говорить на разных языках и перестали друг друга понимать. В Библии эта история называется "Вавилонское столпотворение".
Мораль: Плохо, когда люди работают вместе и добиваются хороших результатов. Хорошо, когда они разделены на разные нации, а еще лучше ненавидят друг друга. (Нацистская мораль).
Еще интереснее с Содомом и Гоморрой. Жители этих городов придерживались очень вольных нравов и практиковали всевозможные сексуальные извращения. Богу это не понравилось и он решил поступить с городами как американские империалисты с Хиросимой и Нагасаки, но спас одного из жителей - Лота с дочерьми. Но не успела семья Лота спастись, как дочери вступили в половую связь с Лотом в целях продолжения рода. В Библии это описывается как праведный поступок.
Мораль: Зоофилия и гомосексуализм - плохо, инцест - хорошо.

 6-7. Библейское отношение к обману и наказание за него.
Исав и Иаков - братья-близнецы. Исаак благословляет Иакова. Бегство Иакова и его женитьба. Возвращение Иакова. Цепочка обмана и наказания?

Вся эта длинная история сводится к тому, что братья борются за то, кому обладать собственностью отца. Вся разница в том, что один по древней традиции имеет на это "право", а другой - нет. Если читать внимательно, то вся история доказывает идиотизм института частной собственности, когда один кто-то богат только потому, что получил наследство.
В Библии же предполагается другая мораль.
Мораль: Чти и уважай традиции, даже если они кажутся тебе идиотскими. Собственность священна, даже если ее распределение крайне несправедливо.

8. Библейская идея прощения и раскаяния. Иосиф -
необыкновенный ребенок (вещие сны). Расправа братьев. Иосиф в доме Пентефрия. Иосиф в темнице. Освобождение Иосифа и новая должность. Путешествие братьев в Египет. Признание. Почему нам рассказан этот сюжет?

Иосиф был крайне пронырливым субъектом и везде мог неплохо устроиться. Сначала он стучал отцу на своих братьев, за что тот его награждал. Братьям такое не понравилось и они его продали в рабство торговцам, которые, в свою очередь, перепродали в Египет начальнику телохранителей фараона. Дальше Иосиф сделал карьеру предсказателя снов (видимо, престижная тогда профессия) и вошел в доверие к самому фараону.
Предсказав голодные годы, Иосиф стал спекулировать хлебом из фараоновых запасов. Сначала он продавал хлеб за деньги, потом за скот, потом за землю, а в конце заставил египтян продаться в рабство фараону и платить налог 20%, чтобы получить хлеб.
Мораль: бог награждает прохиндеев и спекулянтов.

10. Ветхозаветная Пасха. Рабство израильтян. Детство Моисея. Бегство и признание. Наказание египтян. Помощь по дороге (переход через Красное море, перепелы и манна). Золотой телец. Сущность "Пасхи".
Еврей Моисей, чудом спасшийся от геноцида, устроенного египетскими властями, был выращен дочерью фараона. Однажды в пустыне бог сказал Моисею увести евреев из Египта, чтобы избавить их от рабства.
Фараон отказался отпускать евреев, усомнившись в могуществе их бога.
Тут Моисей стал показывать всякие фокусы почище Копперфильда. Но Фараона это не впечатлило. Потому что его священники смогли повторить фокусы Моисея.
Тогда Моисей принялся за более опасные чудеса. Превращал воду в кровь, напускал на землю Египетскую жаб, саранчу и даже "песьих мошек". Но фараон не отпускал евреев. Тогда Моисей совершил еще один обряд, после которого "все первенцы в земле Египетской умерли". Не выдержал Фараон и отпустил евреев.
Мораль: Из истории можно сделать прогрессивный вывод: если борешься за освобождения – все средства хороши. Однако, сейчас учебник истории осуждает Ленина, Сталина и коммунистов, хотя они не насылали жаб, "песьих мух" и не убивали всех первенцев. Значит, составителями программы тут предусмотрена какая-то другая мораль…

В.Шапинов



Главная страница раздела
Главная страница сайта