Об идейной подготовке молодежи

 

11 марта исполнилось 20 лет с момента начала «перестройки», положившей начало неприкрытой реставрации капитализма. За это время успело вырасти поколение, которое за всю свою жизнь вообще не видело нормального (т.е. социалистического) общества. В настоящее время это поколение уже вступает в комсомольский возраст и некоторые его представители пополняют ряды левых молодежных организаций. Однако то обстоятельство, что они видели только капитализм, создает ряд серьезных проблем для нашего движения.

Во-первых, мы с вами – то есть поколение, которое еще помнит социализм – связываем свои планы именно с социализмом, и рассматривали реставрацию капитализма как помеху этим нашим планам. Например, социализм давал нам возможность получить образование, найти свое достойное место в обществе, внести свой вклад в строительство коммунистического общества. Мы помним, что при социализме проезд в метро стоил 5 копеек, звонок из телефона-автомата – 2 копейки, а на студенческую стипендию в 45 рублей можно было позволить себе более высокий уровень жизни, чем на нынешнюю среднюю зарплату. Наконец, при социализме государство ставило перед наукой и техникой планы, например, освоения космических пространств, овладения энергией термоядерного синтеза, продления человеческой жизни, а люди имели все возможности применить свой талант на реализацию этих проектов. Капитализм все эти возможности уничтожил, но мы тем не менее знаем, как выглядит реальная альтернатива капиталистической мерзости. Если нас достало повышение платы за проезд, то мы знаем, что альтернативой этому является революция, после которой будет нормальная плата за проезд. Если вас выгнали с работы, лишили возможности бесплатно получить высшее образование или выселили из квартиры «за неуплату», то вы знаете, что решение этой проблемы можно найти путем социалистической революции, в результате которой каждый гражданин будет иметь право на труд, образование, жилье и здравоохранение. А вот поколение, выросшее при капитализме, этого не понимает. Даже если теоретически они понимают, что «социализм – это хорошо» - тем не менее возникающие проблемы (образование, жилье, работа, применение своих способностей) они склонны решать в рамках капитализма, а не путем его ликвидации. Теоретически они понимают, что «социализм – это хорошо», но не сейчас, а когда-нибудь потом. Потому что сейчас надо образование получать, на жизнь зарабатывать, а революционные потрясения могут этому помешать.

С другой стороны, поколение, не видевшее социализма, со слов старших товарищей представляет себе социализм как некую красивую сказку, но не знает, что социализм не лишен и отдельных недостатков. Мы видели отдельные недостатки низшей фазы коммунизма (главный из этих недостатков – недостаточное развитие производительных сил, причиной чему были и сохранение товарно-денежных отношений, и дефицит ряда товаров, и низкое качество услуг) и мы знаем, что их решением этих проблем является высшая фаза коммунизма. То есть мы понимаем, что социализм – это хорошо, но этого недостаточно, и ориентированы на строительство именно коммунизма, т.е. его высшей фазы. А то поколение, которое знает про социализм только из рассказов – для них что социализм, что коммунизм – это одинаковые красивые сказки, и они могут думать: «а нам и социализма будет вполне достаточно, зачем еще какой-то коммунизм».

Есть еще и такой подводный камень. Допустим, человек, ранее не знакомый с идеологией марксизма-ленинизма, решает ознакомиться с ней и начинает изучать труды Ленина. С каких работ начать его изучение? Казалось бы, вполне логично начать с первого тома и далее. Но тут есть опасность серьезно напороться. О чем говорится в первых томах собрания сочинений Ленина? Там Ильич обличает народников, хотевших быстрого установления социализма через крестьянскую общину, и говорит, что путь к социалистической революции лежит через длительное развитие капитализма, в результате которого должен появиться революционный рабочий класс. Однако современный читатель может начать проецировать эти слова на сегодняшнюю ситуацию и начать говорить о том, что в наше время говорить о социалистической революции преждевременно, а вместо этого надо… правильно, пройти долгий путь капиталистического развития, в ходе которого должен будет когда-то потом появиться революционный рабочий класс, и т.п. Причем все это может обосновываться правильными и красивыми словами почерпнутыми из этих работ.

Таким образом, мы видим, что условия, в которых выросло новое поколение, способствуют вопроизводству таких порочных идей, как слишком пессимистические представления о сроках революции или непонимание необходимости коммунистической перспективы в обозримом будущем. Всё это надо учесть при подготовке идеологической работы с новыми молодыми кадрами.

 

А.Буслаев