О преподавании истории

В начале этого года либеральная тусовка подняла скандал по поводу того, что Министерство образования запретило использование в школах учебника “История России в XX веке” И.Долуцкого. От какого “счастья” теперь уже бывший министр Филиппов избавил детишек, можно судить по следующим словам И.Долуцкого:

Большую часть ХХ века государство и его институты были преступны. Как преступна, по-моему, реализация коммунистической идеи, обернувшаяся трагедией для страны и народа, потерявших, по самым осторожным подсчетам, не менее 25-30 миллионов жизней. И когда вам рекомендуют любить эту историю и посредством ее воспитывать свою страну, у меня возникают серьезные подозрения: не является ли патриотизм в такой трактовке лишь средством, с помощью которого подменяют гнусное дело его успешным выполнением”.

Эта цитата из статьи Долуцкого в газете “Ведомости”, принадлежащей Ходорковскому. В последнее время эта газета разродилась серией статей о том, как следует преподавать историю ХХ века. Господствующий мотив всех этих статей – что якобы в преподавании истории ХХ века невозможна объективная истина, поскольку, мол, это не столько история, сколько политика. Поэтому, мол, не должно быть единого стандарта в преподавании истории, а должен быть широкий выбор учебников – от ультралиберальных в стиле Сороса-Кредера до кондово-православных. Типа, главное, чтобы все эти учебники обличали советское прошлое и восхваляли действующую на данный момент власть, а во всем остальном пусть будет полная свобода и пусть учитель имеет полное право на самостоятельный выбор учебников.

Правильна ли такая концепция? Возможно ли создать действительно объективный учебник истории ХХ – начала ХХI века? Да, возможно. Для этого нужна простая вещь: в учебнике надо писать правду. С одной стороны – правду о том, как советская власть подняла страну от сохи и деревянного плуга до космоса и атомного оружия. А с другой стороны – правду про события недавней истории: и про 1993 год, и про “голосуй или проиграешь”, и про дефолт, и про то, как “подлодка утонула”. Тогда будет можно даже сделать более современную периодизацию истории – историю ХХ века называть “новой историей”, а “новейшей историей” называть историю с 1985 года до наших дней (как де-факто и делается). Пример такой программы – в интернете по адресу http://mgo-rksmb.narod.ru/edu9hist.html

“Но ведь это будет красно-коричневая, коммунистическая пропаганда!” – завопят долуцкие. Ну да, а что поделаешь? Объективная истина может быть только красного цвета. Мне приходилось видеть разные версии учебников истории ХХ века: и оголтело антисоветские, и более умеренные, и даже иногда попадались сравнительно объективные. И есть четкая закономерность: чем выше градус антисоветизма в учебнике – тем больше там фактических ошибок, ляпов и просто шизофренического бреда. Возьмем, например, учебник “История России ХХ века” для 9 класса авторства А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (М, 1995). Учебник выдержан в яростно антисоветском духе, чего стоят одни только заголовки: “Что такое тоталитаризм”, “Партия как ядро тоталитарной системы”, “Колхозная модификация крепостного права”, и прочая демшиза. Так вот, из этого учебника дети могут узнать, что “на выборах в учредительное собрание меньшевики получили 23%” (стр. 97) (в реальности – в 10 раз меньше), “10 марта 1984 года Черненко умер” (стр. 330) (так и хочется спросить авторов: а кто же тогда правил страной в течение ровно одного года после этого, до прихода к власти Горбачева 11 марта 1985 года?), и, наконец, особо меня добило такое историческое открытие: “прошедший в 1922 году конгресс национально-патриотических сил показал значительное укрепление их позиций после августа 1991 года” (стр. 359). Попробуйте объяснить, что это означает, мне не по силам.

Другой пример – карманный справочник-шпаргалка “Краткий справочник дат по истории для поступающих в вузы” (СПб, 2002, автор Д.Алексеев). Из этого справочника поступающие в вузы могут узнать, что мир был сотворен в 4404 году до н.э., великий потоп был в 2348 году до н.э., что октябрьская революция – это, конечно, “октябрьский переворот”, а главными событиями 1960-70х годов были диссидентские шабаши. На странице 183 данного справочника вы можете прочитать, что брежневская конституция, да еще и “идентичная конституции 1936 года”, была принята… 10 октября 1977 года! Ну, понятно, что трудно помнить наизусть все исторический даты, но день рождения вашего любимого президента вы же должны знать? Так вот запомните и к выпуску следующей редакции справочника имейте в виду, что день принятия брежневской конституции совпадает с днем рождения вашего любимого президента!