Догматики ли коммунисты?

От редакции: мастера лжи – буржуазные пропагандисты – могут убедить доверчивого обывателя и в том, что чёрное – это таки-белое, и в том, что разруха – это процветание, и в том, что деградация – это развитие, и в том… продолжать можно почти что до бесконечности. Очень красиво рассказывают, а главное – повторяют свою ложь по сотне раз на дню. Эдак можно и в чертей поверить, если близко к сердцу принимать. И ведь верят! Даже если факты говорят об обратном. Автор посвятил эту статью одному из буржуазных мифов, тоже связанному с верой – верой в догмы. Так кто же такой догматик?

 

 Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым! Но очень часто в спорах с молодыми политическими оппонентами или даже с простыми аполитичными молодыми людьми всплывает тезис, мол, все коммунисты догматики. В более развернутом виде этот аргумент может выглядеть так: коммунисты – это те, кто принял на веру идеи Маркса, жившего в позапрошлом веке, и Ленина, жившего в начале прошлого века. Эти идеи давно устарели, общество сильно изменилось, и даже Советский Союз развалился. Вера в революцию и коммунизм совершенно беспочвенна, оторвана от реальной жизни, в которой уже давно никаких революций нет. Вот и получается, что коммунисты отталкиваются от мёртвой, ложной догмы.

Уверен, что подобные упреки слышал каждый коммунист, не стесняющийся отстаивать свои убеждения. Думаю, стоит попробовать разобраться, выяснить, являются ли коммунисты догматиками или нет.

Во-первых, догма – это утверждение, бездоказательно принимаемое на веру, нечто такое, в чем нельзя сомневаться. Но ведь логикой и теорией познания марксистов является диалектика, утверждающая, что нет ничего вечного, незыблемого, святого. Весь мир пребывает в движении и изменении, любая вещь, каждое явление имеют свое начало и конец. Говоря строго, вечным является лишь сам принцип всеобщей изменчивости. Слово «вера» действительно применимо к догматикам, но совершенно не подходит для характеристики коммунистов, то есть тех, кто имеет диалектико-материалистическое мировоззрение. Коммунисты ничего не принимают на веру. Как известно, критический подход был основным кредо Маркса. Постоянное сомнение во всём, что не проверено, не доказано, не согласуется с практикой, с реальной жизнью. Если что-то доказано – это уже не догма, не вера, а знание. Но даже тысячу раз перепроверенное явление в тысяче первый раз может подвести, если осталась не понятой его внутренняя логика развития — ибо, как уже отмечалось, всё движется и изменяется.

Стоит, однако, отметить, что коммунисты не впадают и в другую крайность, противоположную догматизму – скептицизм. Мнение, что мир не познаваем в принципе так же далеко от истины, как и бездоказательное упрямство догматиков.

Мир – это процесс. Развиваясь по определенным законам, человеческое общество проходит различные стадии. Капитализм – это одна из таких стадий. И нет совершенно никаких оснований утверждать, что в мире всеобщего движения и изменения капитализм (сам за века своего существования колоссально изменившийся) установился навечно. Учение Маркса и Ленина (марксизм-ленинизм) является всего лишь наиболее точным пониманием текущего момента развития человечества (на основе чего выведен и Закон общественного развития – ред.). Каждый марксистский тезис, каждое утверждение рождалось не в праздных мечтах о прекрасном, а в тяжелейшей практической борьбе, в изучении реальных жизненных процессов.

Без сомнения, что-то в трудах Маркса, Энгельса и Ленина устарело, поскольку было написано в определенных политических и экономических условиях. Если Ленин совершенно справедливо призывал к свержению царизма и к отмене помещичьего землевладения, то сейчас глупо делать подобные призывы, поскольку царизма в России давно уже нет, а класс помещиков был эффективно упразднён еще Октябрьской революцией (правда, есть тенденция к его возрождению – ред.).

Однако, в марксизме-ленинизме современным коммунистам очень важно то, что ещё очень и очень актуально – революционная теория, диалектико-материалистическая философия, логика и теория познания, метод. Для того, чтобы правильно понимать настоящее и будущее, необходимо изучать прошлое, причем, имея на вооружении вполне адекватную, согласующуюся с практикой развивающуюся теорию. Здесь главное – суметь правильно применить её к практике сегодняшнего момента.

Что же касается коммунистических революций, которых, по мнению некоторых наших современников, уже никогда не будет, то тут все просто. Текущий кризис мировой капиталистической экономики начался несколько лет назад и ещё далёк от завершения. А ведь совсем недавно мы слышали уверенные речи «авторитетных экспертов», что кризисы уже никогда не явятся на свет. Если кто-то верит в то, что при наличии кризисов революции уйдут в прошлое, то это и есть самая настоящая догма.

Вячеслав Сычёв