ЕГЭ: УСТАЛОСТЬ, ОТУПЕНИЕ, СТРАХ
От редакции сайта РОТФРОНТа:
Единый государственный экзамен давно стал
национальным бедствием российской молодёжи. ЕГЭ — это вполне реальная причина
роста самоубийств среди старшеклассников, не говоря
уже о нервных срывах и расстройствах. Мы знакомим наших читателей с рассказом
ещё одной жертвы — старшеклассницы Насти Акименко. .
Привет. Меня зовут Настя, и я сдаю ЕГЭ. Этот год моей
жизни я бы назвала хорошим словом «ад». Я почти не сплю, занимаясь учебой с
раннего утра до глубокой ночи, но при этом понимаю, что мое образование как
таковое закончилось в сентябре. То, что происходит в школе, – профанация. Мое
главное ощущение по отношению к себе и анализ знаний, полученных за год, –
деградация. Но давайте по порядку.
Мы уже давно привыкли к страшным трем буквам:
явлением под названием ЕГЭ нас начали пугать еще в начальной школе. В четвертом
классе я в первый раз заявила маме, что боюсь ЕГЭ и не
хочу его сдавать. Правда, потом немного успокоилась: до 11-го класса было еще
долго, формат экзамена менялся каждый год, и вообще, вдруг его отменят. Не
повезло.
Этот год начался с речи директора школы,
которая сообщила, что мы все должны в обязательном порядке посещать платные
курсы. Отказавшиеся от школьных курсов должны были в письменном виде предоставить отчет о том, где и с какими репетиторами они
занимаются. Потому что «сами вы ЕГЭ не сдадите, даже не надейтесь». Сам собой
напрашивается вопрос: а что же я у вас делала 10 лет? Разве единый
гос-экзамен не предполагает подготовку в школе, на уроках? Ответ – нет. ЕГЭ
имеет определенную структуру и в среднем длится четыре часа. Школьная программа
к нему просто не приспособлена.
Что касается помощи от учителей, то тут очень
многое зависит от конкретного специалиста. Некоторые откровенно расписываются в
своем бессилии. Другие добавляют уверенности ученикам репликами типа: «Только
попробуй выбрать мой предмет! Ты же не знаешь ничего, ты не сдашь!». Но есть и такие, кто организует подготовку по своему предмету.
Например, в моей школе повезло «физикам» – на уроках они решают тесты в стиле
ЕГЭ. Также преподаватель дает им задания на выходные, устраивает обязательные
бесплатные консультации. Мне повезло меньше – учительница литературы даже не
спрашивала у класса, кто собирается сдавать ее предмет. Узнав о моих
намерениях, только сказала: «Ну ты же готовишься, да?
Я в тебе не сомневаюсь». Это радует. Потому что я в себе как раз очень
сомневаюсь. В общем, без платных курсов – никуда.
Мой «комплект» курсов по литературе, русскому
и журналистике для подготовки к ЕГЭ в сумме оценивается 12500 руб в
месяц.
А теперь про разумное распределение времени и
нагрузки. Подготовка к ЕГЭ начинается в тот момент, когда ученик определяется
со своей будущей специальностью. Чаще всего это происходит в 10-11 классе. То
есть вся нагрузка приходится на последний год,
превращая его в бесконечную гонку и стресс. Мы начинаем судорожно повторять всю
программу по предмету за 11 лет.
Возникает вопрос. Так как я уже знаю, какие
предметы буду сдавать на ЕГЭ, что я делаю в школе? Все ученики начинают активно
готовиться только к «своим» предметам по ЕГЭ. Учителя поддерживают это, работая
только на тех, кто в них заинтересован. Например, на истории первые парты
заняты теми, кто ее сдает. Все остальные сидят на последних партах и занимаются
своими делами.
Сдающие литературу читают Тургенева и
стараются выучить максимальное количество стихотворений; физики решают тесты;
информатики пытаются написать в тетради программу для решения задач физиков в
паскале. Но это, скорее, исключения. Основная масса последних парт просто
расслабляется, мешая остальным учить важный для них предмет. В общем, что
касается школы, этот год для меня посвящен «отбыванию» времени: я уже не
получаю никакой полезной информации на уроках и, в основном, стараюсь не спать,
потому что мой день заканчивается глубокой ночью и начинается в 6:30 утра.
Какие минусы у единого госэкзамена, не считая
полного слома образовательного процесса? Вот вам один, самый серьезный. ЕГЭ
влияет на выбор моей будущей профессии: ведь, выбирая вуз, я выбираю и предметы
на ЕГЭ. Готовиться к госэкзамену обычно начинают за два-три года до окончания
школы, чтобы хоть что-то успеть. И вот ситуация: в 11-м классе я задумалась не
о карьере журналиста, а о факультете философии. Но для него придется сдавать
ЕГЭ по обществознанию и истории. И если к обществознанию можно подготовиться за
год упорной работы, то к истории – навряд ли: слишком
много дат и событий. В общем, мы выбираем будущее, ориентируясь не на
собственные предпочтения, а на предметы, которые сможем сдать.
До конца июня (до информации о полученных
баллах) я не узнаю, в какой вуз смогу подать
документы, на какой уровень университета могу претендовать. Ведь чтобы поступить
на бюджет отделения журналистики, мне нужно получить (минимально) в МГУ 348
баллов, СПБГУ – 269, ТюмГУ – 249.
Мне, сдающей литературу, нужно перечитать
практически все программные произведения за 11 лет. Именно перечитать, даже
если я усердно занималась литературой все эти годы: ведь для ЕГЭ нужно помнить
малейшие подробности тех или иных произведений. В открытом
банке ЕГЭ (примерные варианты заданий) встречаются модификации одного задания
от простого до действительно сложных, в которых даже с помощью Интернета и
преподавателя тяжело разобраться.
Вот пример некоторых заданий по литературе:
1. Каков
символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
2. В
каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем
оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?
Итак, какие чувства стали для меня привычными
за последний год?
Страх,
который возникает всегда, когда я вспоминаю сколько
времени остается до экзамена или когда узнаю об очередном усложнении каких-то заданий
в новом году.
Усталость:
я постоянно куда-то тороплюсь, езжу с курсов на курсы, опаздываю, все время
хочу спать и не успеваю доучить.
Безразличие. Все что доставляло мне удовольствие, чем мне
действительно нравилось заниматься, из моей жизни сейчас просто исчезло.
Гитара, чтение любимых книг, просмотр фильмов, прогулки на свежем воздухе – на
все это не остается времени. Из моей жизни исчезла даже литература. Да, я учу
ее практически каждый день на курсах и уроках, но, кажется, я перестала ее
любить. Ведь спустя три месяца такой подготовки мне становится плохо от одного
вида книг Гоголя или Тургенева. Вся моя функция сводится к постоянному
заучиванию, чтению, прорешиванию тестов.
И самое главное. Я чувствую, что тупею. Я
целый год не изучаю, не анализирую и постигаю, а тупо долблю один и тот же
предмет, в результате чего мой кругозор стал размером с зубочистку. Подытожив,
можно сделать такой вывод: единый госэкзамен – самый худший проводник во
взрослую жизнь.
От редакции сайта. Давно уже стала общим местом мысль, что ЕГЭ — это
сознательное уничтожение российского образования. Во весь голос научная
общественность говорит об уничтожении средней и высшей школы. Выпускаются
статьи, проводятся семинары и круглые столы. Множатся случаи коррупции,
связанной с ЕГЭ… А Васька слушает да ест. Высшие чиновники делают вид, что
проблемы не существует. Время идёт, но ничего не меняется…
И не изменится, пока школьники, их родители,
преподаватели будут взывать и молить, ругаться,
плакать, недоумевать.
Бессмысленно взывать к тем, кто сознательно и
целенаправленно уничтожает российское образование. Делается это отнюдь не по
злой воле, а по самым прагматичным соображениям. Хозяевам России не нужно
столько образованной молодёжи. Чем больше молодых людей отсечено от знаний, погружено
в невежество и мракобесие, тем легче ими управлять. И тем меньше у самих
молодых людей амбиций… Господа хотят, чтобы Настя безропотно бралась за любую
работу, гнула спину на «элиту», а во всех своих проблемах винила себя, свои
грехи, что угодно, только не нынешнее общественное устройство.
Поэтому отменить ЕГЭ может только
сознательная, упорная, организованная борьба.
http://www.rotfront.su