ЕГЭ: УСТАЛОСТЬ, ОТУПЕНИЕ, СТРАХ

От редакции сайта РОТФРОНТа:

Единый государственный экзамен давно стал национальным бедствием российской молодёжи. ЕГЭ — это вполне реальная причина роста самоубийств среди старшеклассников, не говоря уже о нервных срывах и расстройствах. Мы знакомим наших читателей с рассказом ещё одной жертвы — старшеклассницы Насти Акименко. .

Привет. Меня зовут Настя, и я сдаю ЕГЭ. Этот год моей жизни я бы назвала хорошим словом «ад». Я почти не сплю, занимаясь учебой с раннего утра до глубокой ночи, но при этом понимаю, что мое образование как таковое закончилось в сентябре. То, что происходит в школе, – профанация. Мое главное ощущение по отношению к себе и анализ знаний, полученных за год, – деградация. Но давайте по порядку.

Мы уже давно привыкли к страшным трем буквам: явлением под названием ЕГЭ нас начали пугать еще в начальной школе. В четвертом классе я в первый раз заявила маме, что боюсь ЕГЭ и не хочу его сдавать. Правда, потом немного успокоилась: до 11-го класса было еще долго, формат экзамена менялся каждый год, и вообще, вдруг его отменят. Не повезло.

Этот год начался с речи директора школы, которая сообщила, что мы все должны в обязательном порядке посещать платные курсы. Отказавшиеся от школьных курсов должны были в письменном виде предоставить отчет о том, где и с какими репетиторами они занимаются. Потому что «сами вы ЕГЭ не сдадите, даже не надейтесь». Сам собой напрашивается вопрос: а что же я у вас делала 10 лет? Разве единый гос-экзамен не предполагает подготовку в школе, на уроках? Ответ – нет. ЕГЭ имеет определенную структуру и в среднем длится четыре часа. Школьная программа к нему просто не приспособлена.

Что касается помощи от учителей, то тут очень многое зависит от конкретного специалиста. Некоторые откровенно расписываются в своем бессилии. Другие добавляют уверенности ученикам репликами типа: «Только попробуй выбрать мой предмет! Ты же не знаешь ничего, ты не сдашь!». Но есть и такие, кто организует подготовку по своему предмету. Например, в моей школе повезло «физикам» – на уроках они решают тесты в стиле ЕГЭ. Также преподаватель дает им задания на выходные, устраивает обязательные бесплатные консультации. Мне повезло меньше – учительница литературы даже не спрашивала у класса, кто собирается сдавать ее предмет. Узнав о моих намерениях, только сказала: «Ну ты же готовишься, да? Я в тебе не сомневаюсь». Это радует. Потому что я в себе как раз очень сомневаюсь. В общем, без платных курсов – никуда.

Мой «комплект» курсов по литературе, русскому и журналистике для подготовки к ЕГЭ в сумме оценивается 12500 руб в месяц.

А теперь про разумное распределение времени и нагрузки. Подготовка к ЕГЭ начинается в тот момент, когда ученик определяется со своей будущей специальностью. Чаще всего это происходит в 10-11 классе. То есть вся нагрузка приходится на последний год, превращая его в бесконечную гонку и стресс. Мы начинаем судорожно повторять всю программу по предмету за 11 лет.

Возникает вопрос. Так как я уже знаю, какие предметы буду сдавать на ЕГЭ, что я делаю в школе? Все ученики начинают активно готовиться только к «своим» предметам по ЕГЭ. Учителя поддерживают это, работая только на тех, кто в них заинтересован. Например, на истории первые парты заняты теми, кто ее сдает. Все остальные сидят на последних партах и занимаются своими делами.

Сдающие литературу читают Тургенева и стараются выучить максимальное количество стихотворений; физики решают тесты; информатики пытаются написать в тетради программу для решения задач физиков в паскале. Но это, скорее, исключения. Основная масса последних парт просто расслабляется, мешая остальным учить важный для них предмет. В общем, что касается школы, этот год для меня посвящен «отбыванию» времени: я уже не получаю никакой полезной информации на уроках и, в основном, стараюсь не спать, потому что мой день заканчивается глубокой ночью и начинается в 6:30 утра.

Какие минусы у единого госэкзамена, не считая полного слома образовательного процесса? Вот вам один, самый серьезный. ЕГЭ влияет на выбор моей будущей профессии: ведь, выбирая вуз, я выбираю и предметы на ЕГЭ. Готовиться к госэкзамену обычно начинают за два-три года до окончания школы, чтобы хоть что-то успеть. И вот ситуация: в 11-м классе я задумалась не о карьере журналиста, а о факультете философии. Но для него придется сдавать ЕГЭ по обществознанию и истории. И если к обществознанию можно подготовиться за год упорной работы, то к истории – навряд ли: слишком много дат и событий. В общем, мы выбираем будущее, ориентируясь не на собственные предпочтения, а на предметы, которые сможем сдать.

До конца июня (до информации о полученных баллах) я не узнаю, в какой вуз смогу подать документы, на какой уровень университета могу претендовать. Ведь чтобы поступить на бюджет отделения журналистики, мне нужно получить (минимально) в МГУ 348 баллов, СПБГУ – 269, ТюмГУ – 249.

Мне, сдающей литературу, нужно перечитать практически все программные произведения за 11 лет. Именно перечитать, даже если я усердно занималась литературой все эти годы: ведь для ЕГЭ нужно помнить малейшие подробности тех или иных произведений. В открытом банке ЕГЭ (примерные варианты заданий) встречаются модификации одного задания от простого до действительно сложных, в которых даже с помощью Интернета и преподавателя тяжело разобраться.

Вот пример некоторых заданий по литературе:

1. Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?

2. В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?

Итак, какие чувства стали для меня привычными за последний год?

Страх, который возникает всегда, когда я вспоминаю сколько времени остается до экзамена или когда узнаю об очередном усложнении каких-то заданий в новом году.

Усталость: я постоянно куда-то тороплюсь, езжу с курсов на курсы, опаздываю, все время хочу спать и не успеваю доучить.

Безразличие. Все что доставляло мне удовольствие, чем мне действительно нравилось заниматься, из моей жизни сейчас просто исчезло. Гитара, чтение любимых книг, просмотр фильмов, прогулки на свежем воздухе – на все это не остается времени. Из моей жизни исчезла даже литература. Да, я учу ее практически каждый день на курсах и уроках, но, кажется, я перестала ее любить. Ведь спустя три месяца такой подготовки мне становится плохо от одного вида книг Гоголя или Тургенева. Вся моя функция сводится к постоянному заучиванию, чтению, прорешиванию тестов.

И самое главное. Я чувствую, что тупею. Я целый год не изучаю, не анализирую и постигаю, а тупо долблю один и тот же предмет, в результате чего мой кругозор стал размером с зубочистку. Подытожив, можно сделать такой вывод: единый госэкзамен – самый худший проводник во взрослую жизнь.

От редакции сайта. Давно уже стала общим местом мысль, что ЕГЭ — это сознательное уничтожение российского образования. Во весь голос научная общественность говорит об уничтожении средней и высшей школы. Выпускаются статьи, проводятся семинары и круглые столы. Множатся случаи коррупции, связанной с ЕГЭ… А Васька слушает да ест. Высшие чиновники делают вид, что проблемы не существует. Время идёт, но ничего не меняется…

И не изменится, пока школьники, их родители, преподаватели будут взывать и молить, ругаться, плакать, недоумевать.

Бессмысленно взывать к тем, кто сознательно и целенаправленно уничтожает российское образование. Делается это отнюдь не по злой воле, а по самым прагматичным соображениям. Хозяевам России не нужно столько образованной молодёжи. Чем больше молодых людей отсечено от знаний, погружено в невежество и мракобесие, тем легче ими управлять. И тем меньше у самих молодых людей амбиций… Господа хотят, чтобы Настя безропотно бралась за любую работу, гнула спину на «элиту», а во всех своих проблемах винила себя, свои грехи, что угодно, только не нынешнее общественное устройство.

Поэтому отменить ЕГЭ может только сознательная, упорная, организованная борьба.

http://www.rotfront.su