О «демократии» и идеологической шизофрении

 

«Никакая идеология в РФ не может признаваться обязательной» — так или примерно так гласит конституция 1993 года, принятая на крови расстрелянных у Белого Дома. Но все мы понимаем, что без обязательной (пусть даже неформально) идеологии государство развиваться не может. Именно она задаёт определённый вектор движения, основные цели и смыслы, показывает, к чему следует стремиться гражданам. В период правления Петра I идеологией являлось новаторство с ориентацией на Европу, при Николае I — триада графа Уварова «православие-самодержавие-народность», в социалистический период — построение бесклассового общества, уничтожение эксплуатации человека человеком. Сегодня официально закреплённой идеологии у России нет, но зато на её месте буйно зацвела идеологическая шизофрения.

Она начинается ещё со школы. На уроках литературы проходят Твардовского вперемешку с Солженицыным, специально отобранные антисоветские пассажи Мандельштама — со «Стихами о советском паспорте» Маяковского. На уроках истории мы узнаём, что Ленин был маньяком, Сталин — тираном, на каждый чих круглосуточно выезжало КГБ, но при этом Советский Союз освободил половину Европы.

С культурой происходит то же самое. Нам показывают фильмы о сумасшедших комиссарах и заградотрядах, одновременно воспевая подвиг советских солдат, среди которых воевали те же «кровавые» сотрудники НКВД. В одном и том же городе у нас может находиться доска белофашисту Маннергейму и обелиски павшим ленинградцам. Бюст Ленина и мемориал Колчаку. Улица имени лагерного стукача Солженицына, обелявшего власовцев, и могила Иосифа Виссарионовича Сталина, засыпанная цветами.

Проще говоря, есть товар на любого купца. Хочешь быть либералом? Неси цветы на «мост Немцова». Тяготеешь к коммунистам? Тащи гвоздики Ильичу. По душе белое движение? Бей земные поклоны доске Колчаку. Каждый имеет право верить в то, что ему нравится, провозглашать свою правду и поливать помоями оппонента, а правда абстрактная, узаконенная, как бы отсутствует. Казалось бы, всё очень демократично, если бы не одно большое «но»…

Уже со школьной скамьи дети понимают, что во всём этом идеологическом винегрете чёрт ногу сломит. То ли маньяк этот Ленин, то ли спаситель отечества, то ли хорошо, что мы победили немцев, то ли лучше бы сдались и «пили баварское». Интернет, телевизор и школа вразнобой предоставляют совершенно различные факты из разных (в большинстве случаев, непроверенных) источников, в которых неподготовленному человеку разобраться почти невозможно. К чему это приводит? К полнейшей политической апатии молодого поколения. Стремиться вроде бы не к чему, идеалов нет, да и не нужны эти идеалы. Что Ленин, что Ельцин — всё едино, и нет никакой общей правды, объективного взгляда на историю, так что нечего в ней копаться…

На фоне этого можно видеть активные попытки властей внедрить в эти молодые аполитичные головы переделанную уваровскую триаду «патриотизм-президент-православие». Где-то получается, где-то — не очень, но всерьёз такую неформальную идеологию молодёжь, конечно, не принимает. Трудно быть патриотом, когда прекрасно знаешь, что твоя страна разворована по карманам успешных дядь, которые душат тебя поборами. Трудно верить в президента, вокруг которого гнездятся олигархи, а он с поразительной невнимательностью якобы их не замечает, как не замечает разрушаемой экономики, угробленного образования и умирающей медицины. Трудно быть православным, когда нестяжательство, помощь ближнему и бесхитростность — удел «лохов», не вписавшихся в капиталистическую систему.

Н. Снегиревич