Дж.Лондон. Рассказы для будущих революционеров
Думаю, такой знаменитый писатель, как Джек
Лондон, в представлении не нуждается. Даже те, кто не знаком с его творчеством
лично, явно слышали и о «Белом Клыке», и о «Сердцах трёх», и о «Мартине Идене».
Это та классика, с которой волей-неволей знакомишься в течение жизни — слишком
известные вещи, чтобы совсем уж пройти мимо.
Но если немного углубиться в творчество
«поэта Северной Глуши», то можно открыть для себя и мир его рассказов: суровых,
правдивых и беспощадных, как сама жизнь. Джек Лондон, живший в обществе оголтелого капитализма, где богатому позволено всё, а бедный
в прямом смысле зарабатывает на хлеб потом и кровью, не мог оставаться
равнодушным к окружающим реалям. И, читая его
рассказы, мы видим не просто Лондона-прозаика, певца Севера, а человека, остро
чувствующего несправедливость, старающегося с помощью слова передать своё
умение чувствовать.
К каким рассказам стоит обратиться перво-наперво?
В первую очередь — к рассказу «Мексиканец»,
достаточно известному читающим людям с левыми взглядами. Произведение о
юноше-революционере, всю свою жизнь видевшем в служении Революции и совершившим
для неё невозможное, — вещь очень показательная. Но показательна она даже не
столько подвигом юного мексиканца, неимоверным усилием добывшего деньги на
оружие восставшим. Другой важный момент отразил в одной из сцен Джек Лондон.
Когда юноша-мексиканец только приходит к революционерам и получает для начала
самую нереволюционную, бытовую работу (мытьё полов), он спрашивает: «Это для
революции?» Получив утвердительный ответ, без лишних вопросов берётся за работу
и выполняет её. Здесь писатель проводит очень важную мысль, что революция — это
не только скачка на коне с шашкой, не только умение совершать подвиги, но и,
самое главное, постоянная, часто нудная, ежедневная работа. Без неё никакие
подвиги не принесут ожидаемых плодов. И как бы хорошо молодым мальчишкам и
девчонкам, решившим связать свою судьбу с революционным движением, почаще об этом задумываться! Не приходить в организации с
надеждой, что-де сейчас же стану вторым Че Геварой, а если не стану, — то нечего и время терять, а
уметь ежедневно работать, поборов лень и скуку и не ожидая молниеносных
результатов.
Следующие два рассказа смело можно отнести к
так называемой «пятиминутке классовой ненависти» — не ошибётесь.
«Под палубным тентом» — вещь не просто остросоциальная, а по-настоящему
душераздирающая. Хотя написана безо всяких попыток
писателя пробить читающих на слезу, а, напротив, очень сурово и скупо. «Может
ли джентльмен назвать женщину свиньёй?» — задаёт Лондон вопрос в начале
рассказа. И, дойдя до конца, читатель отвечает — да, может. Если эта женщина —
молодая знатная красавица, для которой отправить ребёнка на смерть, поиграть
его жизнью — весёлая забава. Эта красивая дама с улыбкой ставит нищего мальчика
перед соблазном заработать за один раз целое, по его детским меркам, состояние,
но при этом подвергнуться громадному риску погибнуть. И соблазн оказывается слишком велик. После трагической гибели ребёнка
богатая красавица весьма опечалена: ведь это событие испортило ей настроение и
создало определённые проблемы. Задумайтесь, уважаемые читатели, сколько таких
современных состоятельных дам (и не только дам – ред.) в пьяном угаре сбивают
детей своими дорогими автомобилями, а потом искренне переживают об испорченном
настроении и юридических проблемах? Так что произведение, право же, очень
актуально для наших реалей.
Рассказ «Отступник» вызовет у вас не
меньшее негодование по адресу любителей усесться на чужую шею. Порой так
усесться, что шея эта начинает нещадно болеть, как, впрочем, и весь остальной
организм. Это не понаслышке знает маленький герой лондоновского
рассказа – мальчик Джонни, вынужденный целыми днями трудиться на фабрике.
Как пишет автор, «чем меньше он думал, и чем
больше его сознание становилось придатком машины — тем быстрее он работал....
Вот только чем больше он работал, чем почему-то быстрее росли и«Справедливый капитализм, в котором каждый, кто готов хорошо
работать, получает достойные деньги», как-то неласково обходится с юным
трудягой, тянущем на себе всю семью. Хотя работает мальчик настолько усердно,
что в ушах у него стоит стук фабричных механизмов, благосостояние его не
увеличивается. Вся мечта этого ребёнка — попробовать необыкновенное блюдо с
названием «Плавучий остров», которое постоянно обещает приготовить его мать. Но
когда блюдо всё-таки приготовлено, мальчик даже не ощущает его вкуса — до того
он измотан монотонной фабричной работой. И опять-таки, вполне актуальный
рассказ: отупляющий труд в карман «дяде», с минимальной зарплатой и желанием
застрелиться под вечер, вполне присутствует и в наши дни. Отнюдь не всегда
потому, что ты ленив и бездарен, — порой просто не остается другого выхода. Да и
наши мечты начать жить хоть немного лучше часто превращаются в такой вот
“Плавучий остров”: когда после долгих лет мучительного труда это удаётся,
измочаленному человеку уже, собственно, ничего и не надо.
Последний рассказ, о котором хотелось бы
сказать отдельно — это «Куалу-прокажённый».
Если бы Дж. Лондон мог переместиться вперёд во
времени, то, я думаю, данный рассказ он бы посвятил не только своему обществу,
но и нашему. Всем тем, кто восхищается западным капитализмом, таким чистым и
добрым к своим гражданам, абсолютно не задумываясь, какую цену за него платят
страны «третьего мира». Рассказ, в сущности, об этом. Куалу
— индеец, вождь тридцати прокажённых, скрывающихся от людей, чтобы не быть
заживо погребёнными на острове Молокаи, где им
придется медленно и мучительно умирать. На землю индейцев приехали белые люди —
они частью истребили коренных жителей, частью споили ромом. Но ведь кто-то
должен заниматься тяжёлым трудом и гнуть спину на плантациях? Оставшиеся
индейцы не хотят работать на белых. Именно поэтому новые хозяева земель начали
привозить рабов из Китая, а китайцы, в свою очередь, завезли проказу.
Заражённых индейцев запирают от мира и людей, лишая последней возможности
дожить свои и без того отравленные болезнью дни на свободе. Поэтому люди, поражённые
тяжёлым недугом, скрываются и поддерживают друг друга. Рассказ заканчивается
трагически: властям надоело ловить строптивых прокажённых, и их решено попросту
уничтожить. Расстрелять прямой наводкой. Ведь это не
полноценные люди, а индейцы — к тому же, заразные. Люди третьего мира, не более
того. Как и чернокожие жители Африки, задыхающиеся сегодня под тоннами
технического мусора из стран с «хорошим западным капитализмом», которыми не
жалко пожертвовать в угоду своего рыночного благополучия.
У Джека Лондона ещё много замечательных
рассказов. О стойких и мужественных людях, о карикатурной погоне за прибылью,
об индейцах, отстаивавших свою землю от белых, об отважных путешественниках, о
верной любви. Но мне кажется правильным именно вышеприведенные произведения
назвать «рассказами для будущих революционеров». Рассказами, пробуждающими
чувство социальной справедливости, ненависти к толстосумам,
пьющим соки из трудящихся, рассказами, зовущими на борьбу. Суровую
и беспощадную, как Северная Глушь.
Ознакомьтесь с ними повнимательнее,
не пожалейте одного-двух часов вашего времени. Быть может, они позовут на
борьбу и вас?
Александра
Стриж