Джондон. Рассказы для будущих революционеров

 

Думаю, такой знаменитый писатель, как Джек Лондон, в представлении не нуждается. Даже те, кто не знаком с его творчеством лично, явно слышали и о «Белом Клыке», и о «Сердцах трёх», и о «Мартине Идене». Это та классика, с которой волей-неволей знакомишься в течение жизни — слишком известные вещи, чтобы совсем уж пройти мимо.

Но если немного углубиться в творчество «поэта Северной Глуши», то можно открыть для себя и мир его рассказов: суровых, правдивых и беспощадных, как сама жизнь. Джек Лондон, живший в обществе оголтелого капитализма, где богатому позволено всё, а бедный в прямом смысле зарабатывает на хлеб потом и кровью, не мог оставаться равнодушным к окружающим реалям. И, читая его рассказы, мы видим не просто Лондона-прозаика, певца Севера, а человека, остро чувствующего несправедливость, старающегося с помощью слова передать своё умение чувствовать.

К каким рассказам стоит обратиться перво-наперво?

В первую очередь — к рассказу «Мексиканец», достаточно известному читающим людям с левыми взглядами. Произведение о юноше-революционере, всю свою жизнь видевшем в служении Революции и совершившим для неё невозможное, — вещь очень показательная. Но показательна она даже не столько подвигом юного мексиканца, неимоверным усилием добывшего деньги на оружие восставшим. Другой важный момент отразил в одной из сцен Джек Лондон. Когда юноша-мексиканец только приходит к революционерам и получает для начала самую нереволюционную, бытовую работу (мытьё полов), он спрашивает: «Это для революции?» Получив утвердительный ответ, без лишних вопросов берётся за работу и выполняет её. Здесь писатель проводит очень важную мысль, что революция — это не только скачка на коне с шашкой, не только умение совершать подвиги, но и, самое главное, постоянная, часто нудная, ежедневная работа. Без неё никакие подвиги не принесут ожидаемых плодов. И как бы хорошо молодым мальчишкам и девчонкам, решившим связать свою судьбу с революционным движением, почаще об этом задумываться! Не приходить в организации с надеждой, что-де сейчас же стану вторым Че Геварой, а если не стану, — то нечего и время терять, а уметь ежедневно работать, поборов лень и скуку и не ожидая молниеносных результатов.

Следующие два рассказа смело можно отнести к так называемой «пятиминутке классовой ненависти» — не ошибётесь.

«Под палубным тентом» — вещь не просто остросоциальная, а по-настоящему душераздирающая. Хотя написана безо всяких попыток писателя пробить читающих на слезу, а, напротив, очень сурово и скупо. «Может ли джентльмен назвать женщину свиньёй?» — задаёт Лондон вопрос в начале рассказа. И, дойдя до конца, читатель отвечает — да, может. Если эта женщина — молодая знатная красавица, для которой отправить ребёнка на смерть, поиграть его жизнью — весёлая забава. Эта красивая дама с улыбкой ставит нищего мальчика перед соблазном заработать за один раз целое, по его детским меркам, состояние, но при этом подвергнуться громадному риску погибнуть. И соблазн оказывается слишком велик. После трагической гибели ребёнка богатая красавица весьма опечалена: ведь это событие испортило ей настроение и создало определённые проблемы. Задумайтесь, уважаемые читатели, сколько таких современных состоятельных дам (и не только дам – ред.) в пьяном угаре сбивают детей своими дорогими автомобилями, а потом искренне переживают об испорченном настроении и юридических проблемах? Так что произведение, право же, очень актуально для наших реалей.

Рассказ «Отступник» вызовет у вас не меньшее негодование по адресу любителей усесться на чужую шею. Порой так усесться, что шея эта начинает нещадно болеть, как, впрочем, и весь остальной организм. Это не понаслышке знает маленький герой лондоновского рассказа – мальчик Джонни, вынужденный целыми днями трудиться на фабрике.

Как пишет автор, «чем меньше он думал, и чем больше его сознание становилось придатком машины — тем быстрее он работал.... Вот только чем больше он работал, чем почему-то быстрее росли и«Справедливый капитализм, в котором каждый, кто готов хорошо работать, получает достойные деньги», как-то неласково обходится с юным трудягой, тянущем на себе всю семью. Хотя работает мальчик настолько усердно, что в ушах у него стоит стук фабричных механизмов, благосостояние его не увеличивается. Вся мечта этого ребёнка — попробовать необыкновенное блюдо с названием «Плавучий остров», которое постоянно обещает приготовить его мать. Но когда блюдо всё-таки приготовлено, мальчик даже не ощущает его вкуса — до того он измотан монотонной фабричной работой. И опять-таки, вполне актуальный рассказ: отупляющий труд в карман «дяде», с минимальной зарплатой и желанием застрелиться под вечер, вполне присутствует и в наши дни. Отнюдь не всегда потому, что ты ленив и бездарен, — порой просто не остается другого выхода. Да и наши мечты начать жить хоть немного лучше часто превращаются в такой вот “Плавучий остров”: когда после долгих лет мучительного труда это удаётся, измочаленному человеку уже, собственно, ничего и не надо.

Последний рассказ, о котором хотелось бы сказать отдельно — это «Куалу-прокажённый». Если бы Дж. Лондон мог переместиться вперёд во времени, то, я думаю, данный рассказ он бы посвятил не только своему обществу, но и нашему. Всем тем, кто восхищается западным капитализмом, таким чистым и добрым к своим гражданам, абсолютно не задумываясь, какую цену за него платят страны «третьего мира». Рассказ, в сущности, об этом. Куалу — индеец, вождь тридцати прокажённых, скрывающихся от людей, чтобы не быть заживо погребёнными на острове Молокаи, где им придется медленно и мучительно умирать. На землю индейцев приехали белые люди — они частью истребили коренных жителей, частью споили ромом. Но ведь кто-то должен заниматься тяжёлым трудом и гнуть спину на плантациях? Оставшиеся индейцы не хотят работать на белых. Именно поэтому новые хозяева земель начали привозить рабов из Китая, а китайцы, в свою очередь, завезли проказу. Заражённых индейцев запирают от мира и людей, лишая последней возможности дожить свои и без того отравленные болезнью дни на свободе. Поэтому люди, поражённые тяжёлым недугом, скрываются и поддерживают друг друга. Рассказ заканчивается трагически: властям надоело ловить строптивых прокажённых, и их решено попросту уничтожить. Расстрелять прямой наводкой. Ведь это не полноценные люди, а индейцы — к тому же, заразные. Люди третьего мира, не более того. Как и чернокожие жители Африки, задыхающиеся сегодня под тоннами технического мусора из стран с «хорошим западным капитализмом», которыми не жалко пожертвовать в угоду своего рыночного благополучия.

У Джека Лондона ещё много замечательных рассказов. О стойких и мужественных людях, о карикатурной погоне за прибылью, об индейцах, отстаивавших свою землю от белых, об отважных путешественниках, о верной любви. Но мне кажется правильным именно вышеприведенные произведения назвать «рассказами для будущих революционеров». Рассказами, пробуждающими чувство социальной справедливости, ненависти к толстосумам, пьющим соки из трудящихся, рассказами, зовущими на борьбу. Суровую и беспощадную, как Северная Глушь.

Ознакомьтесь с ними повнимательнее, не пожалейте одного-двух часов вашего времени. Быть может, они позовут на борьбу и вас?

Александра Стриж