Революционизация
комдвижения –
неотложная
задача
Необходимость постановки такой проблемы обусловлена
тем, что в деятельности если не всех, то большинства компартий вопросам
революции, подготовки самой партии и масс к революции, разработке и реализации
революционной стратегии борьбы за власть (РСБ) уделяется неоправданно мало
внимания. Возьмите печатные органы компартий, полистайте их и вы убедитесь, что
обсуждение указанных вопросов в них если и ведется, то очень и очень редко.
В частных беседах с некоторыми политиками-коммунистами
мне назывались такие причины слабого внимания к революционной проблематике. Мол, во-первых, компартии еще слабы, чтобы всерьез говорить
о ней, во-вторых, нет революционной ситуации и в ближайшей перспективе
она не ожидается, а только накануне ее возникновения и при ее наличии есть
смысл делать приоритетной революционную проблематику, в-третьих, она
слабо обсуждается в прессе из соображений недопущения репрессий в отношении как
авторов соответствующих публикаций, редакций печатных органов, допустивших
подобные публикации, так и партий, которым принадлежат эти издания.
Третья причина слабого внимания к революционной
проблематике более правдоподобна, но и она не может оправдать эту самую
слабость. Ведь революционная проблематика не сводится к секретным вопросам, к
вопросам, которые нельзя обсуждать в открытой печати.
Что касается первых двух причин, то в доказательство
их несерьезности достаточно обратиться к опыту наших предшественников, в первую
очередь В.И.Ленина, в любви к которому клянутся все коммунисты.
Откройте и просмотрите его работы
и вы увидите, что он задолго до первой русской революции, тогда, когда партию
еще предстояло создать, когда она делала первые шаги, уже многие вопросы
рассматривал через призму революции, в связи с революцией. По
крайней мере, Ленин не стеснялся употреблять в своих ранних произведениях слово
«революция» в разных вариациях: революционная теория, революционный марксизм
(социализм), революционный класс, революционная партия (организация, социал-демократия),
революционное движение, революционные силы (группы, руководители),
революционеры, революционер-рабочий, революционная молодежь, революционный путь, революционная борьба
(работа, деятельность), революционная активность масс, революционная газета,
революционная дисциплина, и т.д. Разумеется, каждым из этих терминов Ленин обозначал свою
позицию, свое отношение к революции.
В своей знаменитой работе «Что делать?»,
подготовленной в конце 1901 – начале 1902 года, он написал знаменитую фразу
«Дайте нам организацию революционеров -
и мы перевернем Россию». Заметьте, революционеров, а не просто
социал-демократов ( так в то время именовались
приверженцы коммунистической идее ).
Ленин уже тогда понимал, что социал-демократия неоднородна, что есть
революционная и оппортунистическая социал-демократия (см. ПСС, т. 5, с. 286),
что в любой социал-демократической партии мира есть революционное и
оппортунистическое крыло (см. ПСС, т. 8, с. 385). Поэтому он понимал и то, что
решить задачу ликвидации эксплуататорского строя и взятия власти рабочим
классом в свои руки возможно только при наличии революционной партии, партии, в
которой преобладает революционное крыло. Поэтому Ленин изначально ставил вопрос
о создании не просто социал-демократической партии, а революционной
социал-демократической партии и изначально вел яростную и жесткую борьбу против
оппортунизма, против оппортунистического крыла в РСДРП.
Следует, пожалуй, признать, что и в современных
компартиях имеется оппортунистическое
крыло. Причем, в большинстве оно, скорее всего, преобладает. И его
преобладание объясняет во многом ненормальное отношение компартий к
революционной проблематике. Сегодня сложилось положение, к которому в
значительной мере применим вывод, сделанный Лениным в работе «Государство и
революция». Он писал: «После их ( Маркса и Энгельса )
смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать,
канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для
одурачения их, выхолащивая содержание
революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его.
На такой обработке марксизма сходятся сейчас буржуазия и оппортунисты внутри
рабочего движения. Забывают, оттирают, искажают революционную сторону
учения, его революционную душу. Выдвигают на первый план, прославляют то,
что приемлемо или что кажется приемлемым для буржуазии (выделено мною – А.К.)» ( ПСС, т. 33, с. 5 ).
Точно также современные оппортунисты поступают и в
отношении ленинского учения о революции. Причем, одна категория
оппортунистов особо и не стремится скрыть свой оппортунизм. Имеется в виду
КПРФ, лидер которой открыто отрекся от революции,
заявив, что лимит на революции для России исчерпан. Да и в Программе КПРФ вы не
найдете опровержения этому махровому оппортунистическому, антимарксистско-ленинскому
тезису Зюганова. Вот что в ней говорится применительно к обсуждаемому вопросу.
В преамбуле Программы записано: «Коммунисты считают, что исторический
процесс совершается в эволюционных и революционных формах. Они поддерживают те
из них, которые действительно соответствуют интересам людей труда. Добиваясь
социалистических преобразований, они
стоят за мирные методы их осуществления. Партия выступает против буржуазного и
мелкобуржуазного экстремизма, таящего огромную опасность гражданской войны».
Сама по себе констатация факта совершения
исторического процесса в эволюционных и революционных формах ни о чем не
говорит. Если бы КПРФ стояла на позициях марксизма, признавала взгляды
классиков на революцию, то она дополнила бы этот банальный факт тезисом о том, что буржуазное
государство смениться государством пролетарским (диктатурой пролетариата) не
может путем «отмирания» (то есть эволюционным путем), а может, по общему
правилу, лишь в результате революции ( см. В.И.Ленин.
ПСС, т. 33, с. 22 ). Рассчитывать на исключение из
этого общего правила для России не приходится. На это Ленин указал там же. И
сегодня КПРФ не привела никаких доказательств выпадения России из указанного
общего правила, возможности замены буржуазного государства пролетарским
эволюционным путем.
Из последующих трех фраз следует, что КПРФ признает и
поддерживает только эволюционные формы социальных преобразований, раз признает
только мирные методы их осуществления. Они словно забыли мнение классиков на
этот счет. Вот что писал Ленин еще в конце 1899 года: «Таким образом, редакторы
«Раб. Мысли» относят к рабочему социализму только такой, который достигается мирным путем, исключая путь революционный. Это
сужение социализма и сведение его к дюжинному буржуазному либерализму
составляет опять-таки громадный шаг назад против взглядов всех русских и
громаднейшего, подавляющего большинства европейских социал-демократов. Рабочий
класс предпочел бы, конечно, мирно взять в свои руки власть…, но
отказываться от революционного захвата власти было бы со стороны пролетариата,
и с теоретической, и с практической точки зрения, безрассудством и
означало бы лишь позорную уступку пред буржуазией и всеми имущими классами.
Очень вероятно – даже наиболее вероятно, – что буржуазия не сделает мирной
уступки пролетариату, а прибегнет в решительный момент к защите своих
привилегий насилием. Тогда рабочему классу не останется другого пути для
осуществления своей цели, кроме революции» ( ПСС, т.
4, с. 264 ). В 1917 году, за несколько месяцев до революции, Ленин уточняет свою позицию и подчеркивает со
ссылкой на Маркса и Энгельса, что смена буржуазного государства пролетарским
мирным путем невозможна (см. ПСС, т. 33, с. 22, т. 34, с. 124
).
Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинским
учением о революции следует признать, что тот, кто именует себя коммунистом и
при этом говорит о мирном варианте смены буржуазного государства пролетарским,
то есть, о мирной революции, тот на самом деле не коммунист, а махровый оппортунист и ревизионист. Потому
что тезис «мирная социалистическая революция» равносилен тезису «жареный лед»
или «квадратное колесо». Подчеркну еще раз, не потому я не признаю вариант совершения
социалистической революции мирным путем, что не хочу его, а потому, что он
нереален, потому, что буржуазия, будучи эксплуататорским классом, по
определению неспособна на мирную уступку власти пролетариату. Отсюда следует,
что допущение мирного варианта социалистической революции, а тем более ратование за него – это вредная для пролетариата позиция,
так как она вводит его в заблуждение, сеет иллюзию, будто буржуазия способна
добровольно отказаться от власти. Вредность этой позиции и в том, что веря в мирный вариант социалистической революции, ни
пролетариат, ни его политический авангард – компартия – не считают нужным
готовиться к усмирению буржуазии во время революции, к противопоставлению ее
насилию адекватных мер, а значит - к
взятию власти в свои руки.
Еще раз слово «революция» упоминается в Программе
КПРФ, когда разговор пошел об уроках
российской истории и путях выхода из кризиса. Мол, «российская история
полностью подтверждает взгляд на роль революций как локомотивов истории».
Приводятся примеры с крестьянскими войнами Разина и Пугачева, вспоминается
Великая Октябрьская социалистическая революция как «единственный реальный шанс
на национально-государственное самосохранение», и все. Когда же речь пошла о
способах, путях достижения партией поставленных целей, в частности, об установлении
власти трудящихся, то слово «революция» оказалось забытым. Снова отмечено, что
свои цели партия будет достигать мирным путем и поэтапно. Анализ этапов (их
три) подтверждает вывод о том, что КПРФ признает только эволюционные формы
социальных преобразований. Отступление КПРФ от марксизма, ее отказ от
марксистско-ленинского учения о революции
особенно выпукло продемонстрированы
при обозначении намерения партии отстранить антинародные мафиозно-компрадорские круги от власти «законными
методами». Полагаю, не надо доказывать, что
российская буржуазия не настолько глупа, чтобы, во-первых, узаконить
допустимость революции в стране, во-вторых, узаконить другие методы, которые
позволяли бы классовому врагу, то есть рабочему классу и его союзникам,
отстранить ее от власти.
Итак, с КПРФ все ясно. Открыто и откровенно отрицая революцию, она опошляет, извращает
марксистско-ленинское учение, отрицает себя как коммунистическую партию.
Есть и другая категория оппортунистов, которая
стремится закамуфлировать свой оппортунизм простым приемом – заявлением об отрицании лимита на революции и
ссылкой на признание Программой партии необходимости революции.
В данном случае оппортунизм проявляется в разных
вариациях. Наиболее распространенный его признак – это замалчивание марксистско-ленинского
учения о революции, о ее неизбежности и необходимости для решения вопроса о
взятии власти рабочим классом и его
союзниками.
Другой признак оппортунизма по данному вопросу – это
признание мирного характера социалистической революции Ленин же утверждал, что
в основе всего учения Маркса и Энгельса лежит необходимость систематически
воспитывать массы в таком взгляде на революцию, который означает, что смена буржуазного государства пролетарским не
может быть в силу указанных выше причин осуществлена мирными средствами ( см. ПСС, т. 33, с. 22 ). Забвение коммунистами такой
пропаганды, такой агитации означает, по-Ленину,
измену марксизму ( см. там же ).
Следующий признак оппортунизма – это сведение
подготовки к революции только к созданию Советов снизу доверху с фактически
нарастающим расширением их функций и влиянием на рабочий класс. Что касается
подготовки Всероссийской политической стачки как пролога социалистической
революции, подготовки к отражению насилия со стороны преступной власти при
проведении указанной стачки и самой
революции, то эти вопросы отодвигаются оппортунистами на
потом.
Оппортунисты словно забыли, что
«непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории (теории
марксизма – А.К.) социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет
строгую и высшую научность… с революционностью» (В.И.Ленин. ПСС, т. 1,
с. 341). Пора бы коммунистам
задуматься с учетом этой мысли Ленина, почему в современных условиях марксизм
как бы утерял непреодолимую привлекательную силу и не влечет к себе трудящихся.
Не потому ли, что он преподносится им в урезанном виде, будучи лишенным революционности?
С моей точки зрения, во многом именно по этой причине. И оправдать кастрирование марксизма, лишение его революционной души и
сути, забвение учения о революции ссылкой на возможные осложнения отношений с
буржуйской властью в случае полного его изложения нельзя. Нельзя хотя бы
потому, что если действительно режим начнет преследовать за изложение марксизма
в не урезанном виде, то и в этом случае есть выход, который в свое время
предлагал Ленин, мол, «оговаривайтесь,
что излагаете далеко не все, что опускаете самое существенное» (ПСС, т. 1, с.
340).
Подводя итог изложенному, мы
должны признать, что, во-первых, в современном комдвижении
наблюдается засилье оппортунистического крыла, которое выхолащивает содержание
революционного учения, опошляет его, забывает, оттирает, искажает революционную
сторону и душу марксистско-ленинского учения, превращая его тем самым в
безвредную для режима икону, во-вторых, что изменить печальную картину в комдвижении, сделать его реальным политическим авангардом
рабочего класса, способным подготовить самого себя и массы к революции, можно только
отвергнув оппортунистические извращения марксистско-ленинского учения о
революции. Это значит, что без победы над оппортунизмом проблематична победа в
борьбе за власть рабочего класса и его союзников, что необходимо немедленно
активизировать работу по революционизации
коммунистического движения, по усилению в нем революционного крыла.
Опубликовано в газ.“Мысль”
№ 6(241) 26 апреля
(повтор. в №4 (270) 2006г.)