Мириться – не браниться,
главное – объединиться

Интервью газете “Сельская жизнь”

– Анатолий Викторович, что такое сегодня Российская партия коммунистов (РПК) – ее цели, численность, другие интересные данные?

– РПК была образована в декабре 1991 года на базе марксистской платформы в КПСС – оппозиционного течения в рамках КПСС. Она была оппозиционна буржуазной фракции в ЦК, никогда не уходила в тень, не скрывала свою деятельность. О нас говорили как о подпольщиках. Это неправда. Мы всегда действовали открыто. Среди первых на демонстрациях 23 февраля 1992 года и в мае 1993 года были избиты и наши товарищи. Осенью 1993 года наша партия одной из первых появилась у стен Дома Советов РСФСР, была там до конца. Мы участвовали и в парламентских выборах 1995 года вместе с РКРП в блоке номер 36 "Коммунисты, Трудовая Россия – за Советский Союз". Пятипроцентный барьер мы фактически преодолели. Просто режим заблокировал наше прохождение, понимая, что мы совершенно другие коммунисты, нежели те, которые собрались в КПРФ. Ближайшая цель партии – это устранение буржуазной власти и передача ее в руки трудящихся, поворот общества на социалистический путь развития. Наша численность – около 3,5 тысяч человек.

– Сейчас мне хотелось бы задать вам вопрос, главный для наших читателей: почему коммунисты, сторонники одной идеи, никак не могут объединиться вокруг нее в одну партию, с одним надежным и авторитетным лидером? Почему они, при всей внешней схожести, действуют не сжавшись в кулак, а растопыркой?

– Основная объективная причина нашего разъединения, конечно же, не в вождях, а в том, что коммунистические партии вобрали в себя представителей разных социальных слоев, разных социальных групп крупнейших отрядов трудящихся: рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. Есть специфические интересы у рабочего класса по сравнению с крестьянством. Свои интересы есть и у трудовой интеллигенции. Внутри рабочего класса есть специфические интересы, к примеру, у шахтеров, у металлургов. Партии вобрали в себя представителей той или иной социальной группы и фактически выражают разные интересы. Рассматривают один и тот же вопрос, к примеру, собственности или власти с учетом этих своих особенностей.

– То есть, грубо говоря, очень грубо говоря, есть коммунистические партии сытых групп населения и есть коммунистические партии голодных групп населения? К примеру, наши рабочие из перерабатывающей отрасли АПК живут намного сытней и благополучней, чем те крестьяне, которые пашут земельку. У них и деньга, и зарплата, а у этих одни заботы. Сдают хлеб – ничего не получают. Выходит, что та партия, членами которой являются переработчики, она вроде как "элитная партия элитных коммунистов". А крестьяне от сохи входят в "голодную коммунистическую партию голодных коммунистов". Так получается?

– Вы совершенно правы. Возьмем, к примеру, Коммунистическую партию Российской Федерации (КПРФ) и возьмем, скажем, нашу партию (РПК). В КПРФ согласно их уставу и политическим принципам могут входить не только представители трудящихся, но и пред-при-ни-ма-те-ли.

В Российской партии коммунистов нет никаких буржуйчиков – ни больших, ни маленьких, – это абсолютно исключено. У нас рабочие, научно-техническая интеллигенция (в основном именно она). Крестьянство представлено очень, к сожалению, слабо. Подчеркиваю – к со-жа-ле-нию. Наши рабочие-коммунисты из тех, кто месяцами не получает зарплату.

– Значит, по нашему определению, голодные рабочие?

– Грубо говоря, да. У нас в партии представлена в основном голодная и полуголодная часть научно-технической интеллигенции и рабочего класса.

– То есть вы считаете, что сегодня практически создать единую партию коммунистов с одним лидером, с одним руководящим органом практически нереально?

– Я бы сказал немножко иначе. Вопрос упирается в первую очередь в то, что коммунистическая раздробленность обусловлена идейной неоднородностью, существенными идеологическими разногласиями и противоречиями. Члены КПРФ называют себя коммунистами. Как они относятся к фундаментальным вопросам? Зюганов заявляет, что они – новые коммунисты и делают идеологический рывок. Они, по его словам, отказались от экстремистских тезисов, классовой борьбы, атеизма, пролетарского интернационализма. Выступают за социальное партнерство между предпринимателями и наемными работниками. Для любого сколько-нибудь грамотного политолога ясно, что это – полная ревизия коммунистического мировоззрения, фундаментальными составляющими которого являются классовая борьба, доведение ее (по Ленину) до диктатуры пролетариата, это невозможность установления социального партнерства между грабителями и ограбленными, это атеизм, пролетарский интернационализм, это революционные методы борьбы и так далее. То есть фундаментальные вопросы коммунистического мировоззрения. КПРФ их отвергает. Мы их полностью признаем. Boт основная причина, по которой невозможно объединение коммунистов – членов КПРФ и коммунистов – членов нашей РПК.

– Анатолий Викторович, вы, кажется, меня немного запутали. Вы говорили вначале, что коренная причина разногласий лежит в разнородности социального положения коммунистов. С другой стороны, вы говорите, что коренная невозможность объединения всех коммунистов состоит все-таки в том, что не только сами рядовые коммунисты, но и некоторые вожди-идеологи отступили от идеальных установок коммунизма, а другие на них остались.

– Никакого противоречия здесь нет.

– Противоречия-то, может быть, и нет, но что же все-таки главнее – социальная неоднородность рядовых членов комдвижения или их отступление от идеалов коммунизма?

- То и другое равнозначно важно. Ведь не вожди делают массы, а наоборот. Если б я сегодня не выражал интересы тех коммунистов, которые входят в РПК, то завтра они бы уже меня переизбрали, на очередном съезде, разумеется. Если бы сегодня вдруг (гипотетически) Геннадий Зюганов пожелал возглавить нашу партию, то его бы точно не восприняли. Потому что он не отражает интересы наших коммунистов.

– Выходит, Анатолий Викторович, сегодня вести разговор, полемизировать по поводу того, почему коммунисты не могут объединиться – по крайней мере, бессмысленно, не так ли?

– Да, только с одним уточнением. Бессмысленно именно сегодня. Не то что теоретически невозможно, а практически бесполезно. Сегодня коммунисты партий, объединенных в "Роскомсоюз", – Российской партии коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии, Российской коммунистической партии (КПСС) – не считают КПРФ коммунистической партией. В своих рассуждениях мы обычно выводим ее за скобки.

– Стоп! У меня к вам сразу два вопроса: первый – как быть коммунистам, которые доверяют КПРФ и ее лидерам?

– В каком смысле?..

Ну как? Уйти из этой партии? Или же оставаться в ней и доводить ее до ума? Второй вопрос, выходящий из первого, – вообще, как общаться друг с другом коммунистам различных компартий в одной деревне, поселке, районном городке? Мы все коммунисты, все в разных партиях – здорово, ребята!..

– Вопросы резонные. Действительно, почему внутри наших партий, входящих в "Роскомсоюз", мы не можем никак объединиться? Надо признать, что и внутри наших партий существуют разногласия. Они менее острые, менее болезненные, но они есть. К примеру, проблема отношения к частной собственности после перехода власти к трудящимся. Есть коммунисты, которые считают, что в этом случае частная собственность должна быть уничтожена, ликвидирована. Другие коммунисты (наша партия к ним относится) считают, что после взятия власти сразу частную собственность (всю, во всех без исключения сферах) уничтожить невозможно. У нас разное отношение и к диктатуре пролетариата. ВКП(б), РКРП и наша партия признают диктатуру пролетариата. А вот РКП-КПСС относится к ней скептически. Мы по-разному оцениваем и общество, в котором жили раньше. Есть расхождения, и достаточно серьезные, по методам борьбы.

Но мы, хоть и медленно, продвигаемся к сближению. За шесть лет проделали путь от информационно-консультативных встреч до образования "Роскомсоюза", куда вошли – РПК, РКРП, РКП-КПСС и ВКП(б). Он был утвержден 16-17 июля 1994 года и в прошлом году, 12 октября, состоялся его второй съезд. Эта организация сегодня соответствует той степени единства коммунистов, которая нынче существует.

– Что ж, Анатолий Викторович, мы постараемся донести ваши слова до читателей так, чтобы они могли сами разобраться в сложных отношениях коммунистических партий России.

– Я знаю о недоумении коммунистов. Согласен, что объединение – острая проблема. Ее невозможно решать только призывами и лозунгами. Имея разногласия, надо не обострять отношения, а находить общий язык. Если есть единство взглядов, то можно выработать общую позицию. Иногда ведь вместо разногласий существует лишь их видимость...

Беседу вел

Анатолий СИДОРОВ

(Газета "Сельская жизнь" № 140(22282)

 от 9 декабря 1997 г.)