Идеологический плюрализм в КПСС
Сегодня уже ни для кого не секрет, что
КПСС оказалась в труднейшем положении. Апатия, растерянность, пассивность в
действиях коммунистов, резкое падение авторитета партии, медленное таяние ее
рядов и т.д. – все это характеризует сегодняшнюю ситуацию. Она возникла не сама
по себе, а под воздействием многих факторов. Среди них одним из основных, если
не самым главным, является запущенность идеологического участка партийной
работы.
В данной ситуации меня волнует не
столько то, как могло это случиться, сколько то, что происходит усиление
идейной сумятицы и неразберихи, своего рода идеологического хаоса.
“Обозначилась, – как отмечал на мартовском Пленуме ЦК Компартии РСФСР И.И.
Антонович, – тенденция в партии к обнищанию ее идейно-политического
потенциала”. С этим трудно не согласиться. Наши идеологи и идеологические
центры заявляют о своем существовании весьма робко. Нередко, как это ни
парадоксально, они своими выступлениями лишь усугубляют ситуацию, делают ее еще
более запутанной.
Возьмем выступление члена Политбюро,
секретаря ЦК КПСС А.С. Дзасохова в № 3 журнала “Диалог” (
Что это за новинки?
Он относит к несомненной заслуге
марксистско-ленинской научной мысли “осознание того факта, что рынок с его
стоимостными категориями отнюдь не атрибут одного капитализма, а естественный регулятор
народнохозяйственной деятельности любого общества”. Но как быть с тем, что по
утверждению другого представителя идеологического фронта, заместителя главного
редактора журнала “Коммунист” Отто Лациса,
“подлинный”, а не просто имитируемый рынок товаров неотделим от рынка капитала
и рынка труда” и что “бессмысленны формулы типа “мы за рынок, но против частной
собственности” (“Коммунист”. 1991, №2. c. 4-5). Если
прав О. Лацис, то вместе с рынком в общество привносятся главные элементы
капиталистической системы хозяйствования: частная собственность, капитал,
наемный труд, эксплуатация. Основой экономики становится частный
предприниматель. Простор получают капиталистические отношения – хочет этого или
не хочет А.С. Дзасохов. А он, видимо, этого хочет. Потому что в его понимании
экономика общества, имеющего принципиально новый облик, предполагает “свободу
ИНДИВИДУАЛЬНОГО предпринимательства, развитие здоровой и честной конкуренции,
демонополизацию сфер производства и услуг, раскрепощение инициативы и деловой
активности людей при обеспечении надежных социальных гарантий населению”. Под
такой формулой, по моему мнению, подпишется любой социал-демократ. И не только
он, а и стоящие правее.
В другом месте А.С. Дзасохов говорит о
стратегической линии партии, подразумевающей и “передачу земли в собственность
фермеров”. Оказывается, что острейшая проблема формы собственности на землю уже
решена! Столько было споров, столько времени потрачено на выяснение истины.
Вопрос, казалось бы, так и остался открытым. И вот А.С. Дзасохов, по существу,
объявляет, что партия кардинально изменила прежнюю точку зрения и из противника
частной собственности на землю стала ее покровителем. И от коммунистов
требуется проводить “кропотливую и настойчивую работу по разъяснению принципов
рыночной экономики, внедрению в сознание значительной части рядовых тружеников
объективных представлений о механизме разгосударствления или передачи земли в
собственность фермеров”.
А.С. Дзасохов тут же пытается успокоить
читателя. Мол, напрасно, дорогой читатель, ты паникуешь: все, о чем я пишу, –
это не приветствие неокапитализма, это приглашение
вас в “мировое современное развитие”. А читатель почему-то не хочет ему верить.
Не хочет, хотя бы потому, что налицо лукавство: мировое современное развитие на
данном этапе идет по капиталистическому пути.
Но и это еще не все. Лидер
идеологического фронта нашей партии договорился, по существу, до отрицания
марксистско-ленинского идейного наследия. Не верите? Тогда читайте, что пишет
наш идеолог. Он утверждает, что “сколь ни актуально сегодня критическое
прочтение идейного наследия основоположников научного социализма, в нем нет
исчерпывающих ответов на нынешние вопросы преобразования нашего общества”.
А.С. Дзасохов пытается обосновать свое
“открытие” тем, что идейное наследие классиков марксизма-ленинизма посвящено
переходу от капитализма к социализму, а перед нами задача – осуществить переход
от деформированного социализма к социализму гуманному, демократическому.
Во-первых, он совершенно необоснованно
урезает марксизм-ленинизм, принижает его роль и значение. Основоположников
научного коммунизма занимал не только переходный период, но и закономерности
становления социалистического общества, его развития. Они рассматривали и формы
собственности при социализме, и его материально-производственную базу, вопросы
производства и потребления при социализме, социалистические принципы
организации народного хозяйства. Известно, что В.И. Ленин уделил много внимания
политической системе не только переходного периода. В знаменитой работе
“Государство и революция” и ряде других он показывает формы и функции
деятельности государства при социализме, описывает условия отмирания
государства. Одним словом, классики наметили пути и способы социалистического
преобразования общества. Другое дело, сумели ли мы пойти по этому пути и
воспользоваться рекомендованными методами или шли “своим” путем, действуя по
Хрущеву, Брежневу, а сегодня – по Горбачеву.
Во-вторых, нужно сначала доказать, что
переход от капитализма к социализму состоялся, что социализм уже полностью
построен.
Разве можем мы утверждать, что в стране
полностью решена проблема отчуждения работника от средств производства,
от собственности? Если можем, то зачем официальной пропаганде нужно было
постоянно уговаривать нас иметь чувство хозяина.
Разве можем мы утверждать, что у нас
эксплуатация была полностью уничтожена? Она существовала, сменив лишь свою
форму. Эксплуатировал не частник, а определенные группы, в том числе
коррумпированная верхушка партийно-государственного аппарата.
Разве можем мы утверждать, что у нас
действовал основополагающий принцип “от каждого – по способностям, каждому – по
труду”? Ответ, я думаю, не вызывает сомнений – нет. Не случайно отмечалось
постоянное и повсеместное недовольство уравниловкой.
Разве можем мы утверждать, что у нас
была развитая демократия? Опять мы говорим – нет. Сейчас почти все считают, что
процветали диктат, централизм.
И, наконец, разве можем мы утверждать,
что в стране власть была в руках Советов? Ни для кого не секрет, что она, по
сути дела, была подменена властью партийной верхушки. Кстати, А.С.Дзасохов
подчеркивает несоветский характер власти.
Все это – общественная собственность на
средства производства, отсутствие эксплуатации в любых ее формах, реализация
принципа “от каждого по способностям, каждому по ТРУДУ”, действие демократии во
всех сферах общественной жизни, советская власть – основополагающие признаки,
элементы социализма. И если они были в зачаточном состоянии, в состоянии
становления, внедрения, созревания, то мы не можем утверждать, что переход к
социализму состоялся и мы получили качественно новое
общество, а значит совершенно иные условия жизни и труда, чем при прежнем
строе. Поэтому вряд ли правомерно утверждать, будто проблема перехода от
капитализма к социализму решена. Мне представляется величайшей наивностью
считать, будто этот переход в принципе возможен за столь короткий исторический
отрезок времени. Даже если бы он осуществлялся в более благоприятных условиях,
чем это было на самом деле.
Таким образом, мне представляется
совершенно ошибочной попытка А.С. Дзасохова подвести читателя к мысли об
устарелости марксистско-ленинского наследия, о необходимости отказа от него. С
учетом того, что оно высказано руководителем идеологического участка
деятельности нашей партии, оно по своим последствиям видится чрезвычайно
опасным. Такими же ошибочными и вредными я рассматриваю
приведенные выше “новинки” теоретической мысли. К сожалению, они не
исключение в указанной работе. Но рамки статьи не позволяют сделать их разбор.
Отмечу лишь, что А.С. Дзасохов не
единственный в руководстве нашей партии, кто таким же образом “обновляет”
коммунистическую идеологию, точнее запутывает, а порой искажает ее сущность.
Если дело так пойдет и дальше, то недалек тот день, когда, как заметил один из членов
Совета Марксистской платформы в КПСС В.В.Бурдюгов,
КПСС будут расшифровывать как Капиталистическая партия Советского Союза. Чтобы
этого не случилось, мы должны предпринять кардинальные меры по изменению
положения, сложившегося в идеологической сфере. Одной из таких мер я
рассматриваю проведение в ближайшее время Пленума ЦК КПСС, специально
посвященного проблемам идеологии нашей партии. Одним из центральных вопросов на
нем следовало бы поставить оценку состояния работы по подготовке проекта
Программы КПСС. Дело в том, что процесс подготовки этого важнейшего документа
партии идет чрезвычайно медленными темпами, а организация самой подготовки не
выдерживает никакой критики. Об этом я писал в первом номере газеты “Мысль” в
статье “Так готовится Программа КПСС”*.
Опубликовано в газ."Мысль"
№3(8), март 1991г.