Проблема Чечни

Она снова стала важнейшей. Таковой ее стали считать после развязывания чеченской стороной войны в Дагестане и серии терактов в разных точках России: Буйнакске, Москве, Волгодонске Ростовской области.

Сейчас политики лихорадочно ищут способы ее решения.

Одни предлагают признать полную независимость Чечни, выход ее из России. Тогда, мол, она не будет источником ни военных действий, ни терактов, ни похищений людей и других преступлений.

Другие советуют, не соглашаясь с независимостью Чечни от России, тем не менее изолировать ее от остальной территории России. Как? Вырыть по всей границе рвы (это уже начали делать!), заполнить их водой, установить вдоль всей границы колючую проволоку, блокпосты, пропускные пункты и т.д. и т.п. Фактически превратить административную границу в государственную, в границу между двумя самостоятельными государствами. Авторы такого подхода, сами того не замечая, впали в противоречие с самими собой.

Третьи говорят, что надо отомстить Чечне за теракты, начав бомбить города и села, невзирая на то, что под бомбами и ракетами окажется и мирное население.

Все эти варианты с моей точки зрения неприемлемы. Почему?

Можно было бы согласиться с первым вариантом. Но он не устраняет саму проблему Чечни. Все равно она остается плацдармом, по крайней мере, для развязывания войн против соседних республик, как это случилось с Дагестаном, для организации терактов в любых городах и селах России, для организации бандитских вылазок с целью похищения людей и продажи их в рабство или уничтожения.

Такой прогноз подтверждает практика прошедших 3-х лет после подписания хасавьюртовских соглашений. Чечня после вела себя как независимое государство. Но все, что предсказывается, совершалось несмотря на фактический статус независимого государства. Это, во-первых.

Во-вторых, нет никаких оснований нарушать целостность России, идя на поводу у преступных формирований, появившихся в Чечне и поддерживаемых Западом. Большинство населения Чечни и сегодня, если референдум провести не под дулом автомата или снайперской винтовки, не может желать выхода из России. Оно не настолько глупо и недальновидно, чтобы не понимать, что вне России Чечня окажется под колпаком мирового жандарма – США и их сателлитов, что они захотят сохранить и закрепить за Чечней именно ту роль, о которой я говорил абзацем выше.

Попытка изолировать Чечню, отгородившись от нее рвами, колючей проволокой и т.п. укреплениями представляется просто глупой идеей.

Во-первых, это слишком дорогостоящая затея для вконец обнищавшей, разоренной дотла России.

Во-вторых, Россия, имеющая сегодня сильно ослабленные “реформами” армию и пограничные войска, не сможет закрыть границу наглухо. А без этого идея оказывается пустой.

В-третьих, даже если у России найдутся силы отгородиться от Чечни рвами и колючей проволокой, то у нее (Чечни) останутся другие каналы для проникновения на остальную территорию России.

Вариант возмездия за теракты, бомбежки городов и сел, населения, в них проживающего (не все же они боевики, не все же они антироссийски настроены), представляется выгодным сепаратистам. Такой вариант приведет к озлоблению невиновных и переход их в лагерь противников России. В этом была одна из коренных “ошибок” федеральных сил в войне на территории Чечни в 1994-1996 г.г. Повторять ее не надо.

Что же надо делать в этой ситуации?

Первое, это признать ошибочными хасавьюртовские соглашения, расчет на то, что сработает принцип “лучше худой мир, чем добрая война” и перестанут гибнуть люди. Война прекратилась только на небольшой промежуток времени, а мир все равно оказался кровавым: люди гибли под бандитскими пулями, под ножом похитителей, в рабстве, от терактов... Тем более, что руководство Чечни давно поставило крест на тех соглашениях.

Второе, уточнить сегодня, не откладывая на завтра, статус Чечни и четко заявить, что Республика Чечня была и остается субъектом РФ, неотъемлемой ее частью.

Третье, исходя из того, что Чечня – субъект РФ, объявить ультиматум и потребовать от руководства Чечни ликвидации бандформирований, групп террористов, базирующихся на территории Чечни, в кратчайшие сроки. При неподчинении этому требованию объявить руководство Чечни вне закона, принять меры к отстранению его от власти и к уничтожению бандформирований вместе с группами террористов.

Выполнение этих задач надо решать путем проведения операций по ликвидации или изоляции руководства указанных структур. Если потеря руководства не остановит боевиков и террористов, представителей властных структур от дальнейших противозаконных действий, то и в отношении них надо будет применить аналогичные меры. Для этого требуется не армия, а спецподразделения, обученные для решения такого рода задач. Воинские подразделения применять только в крайнем случае, если спецподразделения не справятся с поставленными задачами. Разумеется, без повторения ошибок, которые не позволили ликвидировать бандформирования в Чечне в 1994-1996 г.г.

Что касается политических и экономических мер для снятия проблемы Чечни, то они безусловно нужны, но после решения вопроса о ее статусе и власти в Республике.

Подобный взгляд на решение проблемы Чечни обусловлен тем, что всякое преступление должно пресекаться. Преступление не только отдельного человека, но и групп людей, независимо от их количества и их должностей. Иначе преступления имеют свойство повторяться и сеять страх, продолжая приносить страдания людям, а то и смерть. Остановить преступника порой можно только уничтожив его. И закон сохранения жизни требует это сделать. А раз это так, то останется только решить, преступны или нет действия руководства Чечни, полевых командиров, руководителей бандформирований и групп террористов. Для меня они преступны.

 

Опубликовано в газМысль»

№ 13 (176) 19 сентября 1999г