Новгородские власти поднимают цены на транспорт в полтора раза

На фото: "Mercedes" турецкого производства, долгие годы эти автобусы составляли основу автобусного парка

 

18 января 2013 года в новгородской областной администрации было подписано постановление № 19, подразумевающее повышение тарифов транспортных услуг в полтора раза…

Естественно, жертвой данного «нововведения» в первую очередь станут наиболее уязвимые категории населения – бюджетники, пенсионеры, студенты. Или все те, кто передвигается по городу на общественном транспорте, а не на личном автомобиле.

В подконтрольных администрации СМИ была запущена информационная кампания, целью которой является оправдание этого решения в глазах населения.

 

Аргументация у властей примерно следующая:

 

1 – тарифы не повышались с 2011 года, тогда как цены выросли

2 - перевозчик окончил 2012 год с долгом в 90 млн. рублей

3 – установка тахографов и систем ГЛОНАСС, навязанные центром

4 – введение обязательного страхования пассажиров

5 – необходимость обновления автопарка

 

А теперь, давайте разбираться, как обстоит ситуация на самом деле, а не только в представлении ангажированных митинских информационщиков.

Во-первых, практика свидетельствует, что превратить общественный транспорт в действительно высокорентабельный бизнес – фактически невозможно. Не с российскими зарплатами. Задача общественного транспорта, поддерживать экономику города, что невозможно без своевременной доставки персонала на рабочие места. А если вы, господа власть предержащие, создали такие условия, при которых этот самый персонал получает от 8-ми до 15 т.р. – то логично, что хотя бы за доставку персонала на рабочие места должны платить вы из своего кармана. Хотя бы частично.

С этой точки зрения интересен пример Санкт-Петербурга. Параллельно (довольно эффективно) взаимодействуют несколько видов транспорта. Социальный (метро, трамвай, троллейбус, автобус) и коммерческий - маршрутные микроавтобусы.

Социальный транспорт заточен на обслуживание граждан с низким уровнем заработной платы. В настоящий момент стоимость билета составляет 23 рубля. Коммерческий же транспорт стоит на порядок дороже – от 35 рублей и выше, передвигаются на нем либо люди более состоятельные, либо те, которые готовы заплатить, чтобы избавиться от ожидания социального транспорта.

Таким образом, город не навязывает цены, а предоставляет гражданам право выбора.

 

Итак, переходим к разбору аргументации необходимости повышения цен:

 

1. Рост цен. Да, действительно, за прошедшие полтора года цены выросли. Но нельзя говорить об этом и устанавливать таксу «наобум» - все должно быть мотивировано. Вырос бензин, выросли цены на запчасти, выросла заработная плата – подсчитали все в процентном соотношении и аргументировано. Без точного подсчета жалобы на выросшие цены – профанация.

 

2.Необходимость погашения долгов.  Все-таки, не умеют работать митинские информационщики. Сначала жалуются, что у перевозчиков 90 млн долгов по итогам 2012 года, а затем хвалятся, что в этом же году было приобретено 65 новых автобусов. Иными словами, за прошедший год транспортный парк города обновился почти на треть. Как были приобретены автобусы – журналисты не уточняют. Лизинг, кредит, оплата по безналу со счетов перевозчика – этот момент не понятен.

Понятно другое – если вы ударно обновляете парк, а темпы действительно радуют, надо отдавать себе отчет в том, что в течение ближайших лет придется работать на выплату кредитов за приобретенную технику. И только после выплаты кредитов перераспределять финансовые потоки, ориентируя их на общее повышение рентабельности.

 

3. Установка электронного оборудования. А теперь священный ГЛОНАСС, и тахометры – т.е. все те технологические прелести, на приобретение которых новгородских перевозчиков подписала госдума.

Зачем ГЛОНАСС нужен в городском транспорте? Почему не GPS? Все-таки автобус не военный объект, который нельзя привязывать к «неприятельской системе». В любом случае, принятые Думой инициативы сейчас обсуждать бесперспективно.

Вопрос в другом: почему господа из областной администрации принуждают социально уязвимые категории населения оплачивать все эти задумки из своего кармана?

 

Надо поставить все эти тахометры и ГЛОНАССЫ – найдите 8-10 миллионов рублей в казне администрации. Лучше сделать необходимое, чем устраивать еще один шикарный салют, приуроченный к какой-нибудь очередной дате российской государственности. Если нет денег – просите целевые дотации из центра.

 

4. Страхование пассажиров. Честно говоря, эта инициатива применительно к городскому транспорту непонятна – более напоминает еще одну уловку для повышения сбора средства. То, что уже давно существовало на междугороднем транспорте – причем в виде добровольной услуги, теперь навязывается гражданам безальтернативно.

 

5. Необходимость обновления автопарка. Автопарк неплох, обновляется действительно ударными темпами – почти 30% машин в год. Вот только можно эти самые темпы несколько умерить, оставив действительно адекватные расценки на проезд для социально незащищенных категорий граждан.

 

Далее привожу сравнительную таблицу среднего дохода граждан отдельных городов и стоимости проезда в городском транспорте:

 

Таким образом, согласно результатам таблицы, приводящей соотношение средней заработной платы и цены на проезд – Великий Новгород получается самым социально неблагоприятным регионом. Наиболее человечной по отношению к населению является администрация Иркутска, выдерживающая социальные цены на проезд, несмотря на довольно высокую среднюю зарплату горожан.

 

Послесловие:

Так почему же социально незащищенные новгородцы вынуждены оплачивать игры администрации в ГЛОНАССЫ и закупки автобусов из своего кармана?

На фото: С.Г.Митин принимает партию автобусов. Кто же знал, что платить за них придется из народного кармана

 

 

Ответ прост. Не так давно, Кремль принял решение оценивать деятельность губернаторов на местах, по результатам региональной экономики. Собственно, во многом именно поэтому новгородцы обязаны ситуации, когда местные власти стремятся взвинтить тарифы на перевозки в полтора раза.

Задача администрации С.Г.Митина – повысить собираемость средств в регионе, чтобы отчитаться перед Москвой в своей успешности. Как я уже писал ранее, работа с точки зрения привлечения инвестиций у администрации сильно хромает. До тех пор, пока в регионе отсутствуют четкие гарантии для инвесторов, а все сделки осуществляются в результате «переговоров» бизнесменов и чиновников – ни один адекватный бизнесмен, не имеющий должных связей наверху - не придет в регион.

 

Таким образом, администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления – обложить более тяжелой «данью» бюджетников и прочие социально незащищенные слои новгородцев. Повышение тарифов в полтора раза – акция абсолютно необоснованная с точки зрения экономики. Чистая политика.