Этапы конституционной реформы в ходе будущей революции:

Проект

 

КОНСТИТУЦИЯ
(Основной Закон)
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

(автор – Слободкин Ю.М.)

Наш взгляд на конституционное право России

 

Сознавая свою историческую ответственность за тысячелетнюю судьбу Государства Российского, его настоящее и будущее, преклоняясь перед памятью предков, отстаивавших честь и достоинство Отечества на полях брани и на полях мирного труда, свято чтя нетленный подвиг отцов и дедов, защитивших свободу и независимость народов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и спасших человечество от фашистского порабощения, отдавая дань глубокого уважения многомиллионной армии рабочих, крестьян, патриотической интеллигенции и военнослужащих, возрождавших страну из послевоенной разрухи и не утративших веры и идеалы свободы, равенства, Братства и Справедливости, храня верность Красному Знамени Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, мы - представители Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих - от имени уполномочивших нас трудовых коллективов заявляем следующее:

·                     развалу страны, ограблению народа, распродаже его исторической среды обитания беззастенчивому расхищению отечественных природных ресурсов, бесправию, нищете, разбойничьим ценам на основные продукты питания и товары жизненной необходимости, провоцированию межнациональной напряженности, беззаконию и произволу кладется конец;

·                     суверенная воля народов СССР, высказавшихся на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение Союза Советских Социалистических Республик, подлежит неукоснительному и безусловному исполнению;

·                     антинародные решения по расчленению страны и реставрации капитализма, осуществляемые силами, совершившими августовско-декабрьский государственный антиконституционный переворот 1991-1993 гг1 , как несовместимые с результатами референдума от 17 марта 1991 года о будущности СССР, являются недействительными.

С тем, чтобы покончить с политикой национального позора и унижения, предотвратить трагический исход для судьбы Отечества и народа, Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих принимает настоящую Конституцию и объявляет ее Основным Законом РСФСР.

 

Раздел I

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РСФСР

 

Глава I

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ

 

Статья 1. Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) - республика Советов трудящихся, ставящая целью уничтожение эксплуатации человека человеком, всестороннее развитие каждой личности, сокращение социалистического неравенства на основе роста общественного богатства вплоть до полного устранения деления общества на классы.

Российская Советская Республика строится на основе свободного союза свободных наций как многонациональное федеративное государство, выражающее волю и интересы трудящихся всех наций и народностей, связанных общей территорией, экономикой и исторической судьбой.

РСФСР неизменно хранит верность равноправному политическому, экономическому и оборонительному союзу народов, образующих Союз Советских Социалистических Республик.

Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно и через систему Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих, а также через органы самоуправления.

Статья 3. Государство создано и действует в интересах обеспечения и защиты прав и свобод граждан. РСФСР гарантирует равные возможности для всестороннего развития личности, социальную справедливость, уважение и охрану прав каждого.

Статья 4. Основу государственной власти РСФСР составляют Советы коллективов рабочих, крестьян, специалистов и служащих, а также граждан по месту жительства, объединяющие все слои и группы населения в единую систему органов народного представительства.

Статья 5. В РСФСР обеспечивается главенство Конституции и законов над всеми нормативными актами.

Принятие противоречащих Конституции РСФСР законов и нормативных актов не может быть оправдано и влечет их недействительность.

Никто не должен исполнять законы и нормативные акты, принятые в обход или с нарушением Конституции РСФСР.

Статья 6. РСФСР гарантирует политическим партиям, профсоюзам, молодежным, иным объединениям и массовым движениям равноправное участие в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами через своих представителей, избранных в Советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих, либо в Советы граждан по месту жительства, и в других формах, предусмотренных Конституцией и законами республики.

Право собственности на сооружения, имущество и средства политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений охраняется законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению компетентного суда.

Статья 7. Цензура в отношении средств массовой информации, действующих на основе Конституции и Закона, не допускается. Монополизация средств массовой информации государством, иными юридическими лицами, а также гражданами либо группами граждан объявляется незаконной.

Запрещаются любые формы пропаганды и распространения взглядов и идеологий, сеющих расовую, национальную, религиозную вражду и ненависть, человеконенавистничество и насилие.

Статья 8. Церковь отделена от государства, а государство - от церкви.

Религиозные объединения самостоятельны и пользуются правами юридического лица осуществляют свою деятельность на общих правах с общественными организациями. 5

Глава II

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Статья 9. Экономическую основу РСФСР составляет общественная собственность на средства производства в форме советской (общенародной) и коллективной собственности, а также личная собственность отдельных граждан или групп граждан.

Паразитические формы собственности, основанные на эксплуатации человека человеком, как деформирующие принципы социальной справедливости, не допускаются.

Действия органов государственной власти и управления, направленные на понуждение трудовых коллективов на изменение форм собственности, на которой базируется их деятельность, признаются противоправными и влекут за собой предусмотренную Законом ответственность для должностных лиц любого ранга и уровня2.

Формы собственности, на которой основывается хозяйственно-производственная деятельность трудового коллектива, не может быть изменена без его согласия.

Статья 10. Трудящимся принадлежит не отчуждаемое без их воли и согласия право на средства производства и результаты труда. Они участвуют в управлении предприятием через свои Советы, профессиональные союзы и другие органы самоуправления.

Высший контроль за рациональным использованием всех форм собственности в интересах общества принадлежит трудящимся: он осуществляется через Советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих и другие органы народовластия.

Единственным источником общественного богатства и благосостояния является свободный, общественно полезный труд.

Закон гарантирует всем работникам справедливые условия найма, увольнения, оплаты, охраны труда, защиты трудовых прав и представительство их интересов через Советы трудовых коллективов и профессиональные союзы.

Экономические требования и преобразования, влекущие за собой массовую безработицу, признаются неконституционными и запрещаются.

Статья 11. В исключительной собственности всего народа находятся земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления общенародных государственных задач. Народная собственность на предприятиях и в организациях реализуется преимущественно в форме полного хозяйственного ведения трудового коллектива, а также в форме непосредственного государственного правления при сохранении за трудовым коллективом права участия в управлении через систему Советов трудящихся.

Статья 12. Государство содействует развитию и поощряет деятельность предприятий и организаций, основанных на коллективной собственности.

Правом коллективной собственности обладают колхозы, коллективы арендаторов, кооперативы и другие объединения трудящихся.

Земли, занимаемые колхозами и другими землепользователями, производящие товарную продукцию по договорам контрактации и государственным заказам, закрепляются за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Статья 13. Собственность гражданина РСФСР является его личным достоянием и используется как для удовлетворения материальных и духовных потребностей, так и для ведения хозяйства и иной не запрещенной Законом деятельности.

Трудовая собственность граждан на предметы потребления не ограничивается в своих размерах и беспрепятственно реализуется ими, если это не нарушает прав других граждан и организаций.

Граждане и члены их семей могут использовать принадлежащие им средства производства для занятия индивидуальной трудовой деятельностью либо для ведения семейных хозяйств и предприятий.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, других видов хозяйственной деятельности граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном и наследуемом владении либо в пользовании.

Земля не является товаром и не может являться предметом купли-продажи, а также залога.

Статья 14. При возникновении угрозы произвольного изменения формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность трудового коллектива, от кого бы эта угроза ни исходила, включая угрозу со стороны органов государственной власти и управления, трудящиеся имеют право на отражение этой угрозы путем формирования рабочих дружин, призванных осуществлять охрану собственности, находящейся в полном хозяйственном ведении или пользовании трудового коллектива3.

РСФСР создает условия планомерного осуществления научно-технического прогресса и поощряет хозяйственную инициативу коллективов и граждан, направленную на динамичное развитие производства, рост производительности труда, повышение благосостояния общества и уровня жизни каждого труженика.

Статья 15. Экономика РСФСР является самостоятельной составной частью народнохозяйственного комплекса, сформировавшегося на территории СССР.

Экономические отношения РСФСР с Союзом ССР и другими союзными республиками определяются положениями Союзного договора и отдельными соглашениями.

РСФСР участвует в выработке и реализации общественно-экономической политики и в управлении общесоюзной собственностью, находящейся на ее территории.

Глава III

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Статья 16. РСФСР проводит социальную политику, направленную на обеспечение социальной справедливости.

Минимальные размеры заработной платы, стипендий учащимся и пенсий устанавливаются с таким расчетом, чтобы был обеспечен достойный человека и обоснованный достигнутой величиной общественного богатства уровень жизни.

Рост реальных доходов населения стимулируется (в том числе путем снижения цен), а их регулирование государство осуществляет путем установления экономически и социально обоснованных налогов на доходы и на наследство.

Статья 17. РСФСР осуществляет гуманную демографическую политику, охрану материнства и детства, оказывает необходимую помощь семье как основной социальной ячейке общества, обеспечивает гарантированный прожиточный минимум многодетным семьям.

Статья 18. Молодежная политика в РСФСР направлена на обеспечение молодым людям условий для получения всех видов общего и профессионального образования, рабочих мест в соответствии с призванием, способностями, уровнем образования и с учетом общественных потребностей.

Государственные программы поддержки молодых семей должны предусматривать получение ими жилья на льготных условиях. К разработке указанных программ привлекаются молодежные организации.

Государство заботится о совершенствовании системы бесплатного и квалифицированного здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры и спорта.

Статья 19. Постоянная забота о развитии искусства, литературы, на родного творчества, библиотечного дела, создание условий для подъема интеллектуального, духовного и нравственного уровней народа составляют первостепенную задачу государственной политики РСФСР в области культуры.

Государство не допускает распространения и видов деятельности, подрывающих нравственные устои общества.

Раздел II

О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН

 

Глава IV

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН

 

Статья 20. Права, свободы и обязанности граждан РСФСР устанавливаются Конституцией и законами РСФСР.

Статья 20-1

В интересах своих граждан РСФСР участвует в разработке и осуществлении единой общественной политики в области прав граждан, применяет на своей территории соответствующее законодательство Союза ССР.

Статья 21. Все права и свободы, закрепленные в Конституции РСФСР, защищаются судом.

Забота об интересах государства, неукоснительное соблюдение Конституции и законов РСФСР и СССР - долг каждого гражданина РСФСР.

Статья 22. Права граждан не отделимы от их обязанностей. Каждый свободно действует в соответствии со своими правами и обязанностями. Он не должен при этом нарушать права и законные интересы других граждан, наносить ущерб государственной и общественной безопасности, правопорядку и нравственным устоям общества.

Статья 23. Все граждане РСФСР независимо от национальности, расы, социального происхождения, пола, языка, отношения к религии, места жительства, рода занятий, имущественного положения, политических и иных убеждений, партийной принадлежности и других обстоятельств равны перед Законом и судом.

Статья 24. Женщина и мужчина имеют равные права во всех сферах жизни.

Статья 25. Равноправие граждан различных рас и национальностей гарантируется возможностями пользоваться родным языком, обучения на родном языке, сохранения национальной культуры.

Прямое или косвенное ограничение прав либо установление привилегий или преимуществ по расовым и национальным признакам наказывается по закону.

Государство обеспечивает защиту прав национальных меньшинств.

Глава V

ГРАЖДАНСТВО РСФСР

 

Статья 26. В РСФСР устанавливается единое гражданство. Каждый гражданин РСФСР является одновременно гражданином Союза ССР. Он пользуется всеми правами и свободами, несет все обязанности граждан, закрепленные Конституцией и законами Союза ССР.

Гражданин РСФСР, проживающий на территории республики, входящей в состав РСФСР, является одновременно гражданином данной республики. На него распространяются все права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией и законами РСФСР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории РСФСР всеми правами и несут все обязанности граждан РСФСР без каких-либо ограничений и изъятий.

Статья 27. Гражданин РСФСР не может быть лишен гражданства и права на изменение гражданства. Гражданин РСФСР не может быть выслан за пределы РСФСР и СССР.

Статья 28. РСФСР защищает права граждан РСФСР на территории других союзных республик в соответствии с Конституцией и законами СССР.

Статья 28-1. Граждане РСФСР за рубежом пользуются защитой и покровительством РСФСР и СССР.

Статье 29. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РСФСР, обеспечиваются права и свободы, закрепленные Конституциями РСФСР и СССР, в соответствии с нормами международного права.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы РСФСР. Они могут пользоваться в РСФСР правом убежища.

 

Глава VI

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

 

Статья 30. Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы, - включая право на свободу трудового договора о работе на предприятии, в учреждении и организации, право выбора профессии и рода занятий в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Вознаграждение работника за труд не может быть ниже официально установленного прожиточного минимума. Государство способствует утверждению принципа равной оплаты за равный труд.

Государство обеспечивает занятость населения, исключающую безработицу, осуществляет программы бесплатного профессионально-технического обучения и подготовки, перепрофилирования работника с учетом социальных потребностей.

Статья 31. Граждане РСФСР имеют право на отдых. Они обеспечиваются установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 40 часов, ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью не менее 24 рабочих дней, еженедельных выходных и праздничных дней, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, а также иными гарантиями.

Статья 32. Граждане РСФСР имеют право на охрану здоровья, то есть на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь через систему государственных учреждений, здравоохранения.

Право на охрану здоровья обеспечивается путем расширения сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан, занятий физической культурой и спортом, развития и совершенствования техники безопасности и производственной санитарии, проведения мероприятий по охране окружающей среды и иными средствами.

Статья 33. Граждане РСФСР имеют право на бесплатное среднее, среднее специальное, профессионально-техническое и высшее образование.

Оно обеспечивается предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников, возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Обязательным является среднее образование.

Статья 34. Граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенного жилья, а также доступной платой за квартиру и коммунальные услуги.

Находящиеся в пользовании граждан жилые помещения государственного и общественного жилищного фонда могут передаваться или приобретаться в личную собственность.

Произвольное лишение граждан жилища не допускается.

Граждане РСФСР обязаны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 35. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (и установление на этом основании либо по другим основаниям группы инвалидности), в случае рождения ребенка, а также потери кормильца.

Пенсии, пособия, а также другие виды социальной помощи выплачиваются за счет средств государственного социального страхования и должны обеспечивать уровень жизни граждан не ниже прожиточного минимума.

Статья 36. Граждане РСФСР имеют право на пользование достижениями культуры и на участие в культурной жизни. Свобода художественного, научного и технического творчества, а также защита авторских прав граждан гарантируются.

Эти права обеспечиваются ростом затрат на науку и культуру и увеличением свободного времени по мере роста производительности труда общества.

Статья 37. Граждане РСФСР имеют право на благоприятную окружающую среду.

Глава VII

ЛИЧНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

 

Статья 38. Гражданам гарантируется защита от любых посягательств на жизнь, здоровье, личную безопасность. Смертная казнь впредь до полной ее отмены применяется только по приговору суда как высшая мера наказания за особо тяжкие преступления.

Статья 39. Гражданам РСФСР гарантируются: охрана чести и достоинства личности; неприкосновенность личности; тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений; неприкосновенность жилища; свобода совести; свобода передвижения, выбора места пребывания, жительства; право на обжалование действий государственных и общественных органов, а также действий должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей; право на отказ от дачи показаний, которые могут быть использованы против него или его ближайших родственников4.

Статья 40. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Статья 41. Граждане РСФСР обязаны уважать права и законные интересы, честь и национальное достоинство других лиц.

Глава VIII

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

 

Статья 42. Граждане РСФСР имеют право на самоуправление и участие в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане участвуют в обсуждении законов и решений общегосударственного и местного значения, в референдумах.

Статья 43. Гражданам РСФСР гарантируется право на получение достоверной информации о положении дел во всех областях государственной, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей граждан; свобода печати, право пользования государственными радио и телевидением.

Статья 44. Граждане РСФСР имеют право на свободу слова, мнений, убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение. Никто не может быть подвергнут преследованиям за свои убеждения.

Запрещаются публичные призывы к насильственному свержению советского общественного и государственного строя, к терроризму, разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды; оскорблению чести и достоинства граждан.

Статья 45. Гражданам РСФСР обеспечивается свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Статья 46. Граждане РСФСР имеют право на личное и коллективное обращение в государственные органы и общественные организации.

На должностных лиц возлагается обязанность рассматривать эти обращения, отвечать на них и принимать необходимые меры.

Статья 47. Граждане РСФСР имеют право объединяться в политические партии и общественные организации, участвовать в массовых движениях.

Не допускается существование партий, общественных объединений и движений, стремящихся к насильственному свержению советского государственного и общественного строя РСФСР, имеющих военизированный или тайный характер, либо преследующих террористические цели.

Статья 48. Граждане РСФСР имеют право избирать и быть избранными. Гарантируется всеобщее и равное избирательное право без каких-либо ограничительных цензов.

Статья 49. Граждане РСФСР обязаны защищать Отечество, нести воинскую службу в составе Вооруженных Сил СССР.

Гражданам РСФСР, участвующим в обороне страны, охране общественного порядка и безопасности, и членам их семей обеспечиваются социальные, материальные и иные гарантии.

Статья 50. Гражданам РСФСР гарантируется право осуществлять свои коллективные права через трудовые коллективы, членами которых они являются.

Трудовым коллективам принадлежит основная роль в формировании Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих.

Статья 51. Трудовые коллективы непосредственно участвуют в делах предприятия, организации и учреждения, создают органы производственного самоуправления, ведут переговоры и заключают коллективные договоры с администрацией или иными органами управления предприятием, обеспечивают и защищают свои экономические и социальные интересы в формах, не противоречащих Закону, включая создание ассоциаций советских предприятий, коллективы которых нанимают администрацию с оплатой ее труда в зависимости от заработка членов коллектива.

Статья 52. Свобода деятельности профсоюзов на предприятиях, учреждениях и организациях, право трудящегося вступать в любые профсоюзы по своему выбору, а также право профсоюзных организаций на объединение и вступление в международные профсоюзные ассоциации гарантируется.

Статья 53. Государство обеспечивает справедливое разрешение коллективных споров между работниками и администрацией предприятий, независимо от форм собственности.

Трудовые коллективы имеют право на забастовку.

Статья 54. Права потребителей в РСФСР охраняются Законом.

 

Раздел III

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РСФСР

 

Глава IX
РСФСР КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ СССР

 

Статья 55. РСФСР входит в Союз равноправных Советских Социалистических Республик. В соответствии с Союзным договором часть своих прав РСФСР осуществляет через союзные органы. Вне пределов этих прав РСФСР непосредственно осуществляет всю полноту государственной власти.

Статья 56. Территория РСФСР едина. Отчуждение части территории РСФСР без согласия народа, выраженного путем референдума, рассматривается как тягчайшее преступление. Результаты референдума имеют юридическую силу, если за отчуждение территории РСФСР высказалось более 80 процентов населения от его общей численности.

Статья 57. РСФСР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности Союза ССР, выработке военной доктрины и основных направлений военного строительства СССР, определении общей структуры и численности Вооруженных Сил, размеров бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов на оборону РСФСР.

Статья 58. РСФСР проводит политику укрепления всеобщего мира, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами и народами и участвует в выработке и реализации основных направлений политики Союза ССР на международной арене.

Глава Х

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РСФСР

 

Статья 59. Субъектами РСФСР являются советские социалистические республики и автономные образования, правовое положение которых в составе РСФСР определяется Федеративным договором. На территории РСФСР могут создаваться национальные районы, не являющиеся субъектами федерации.

Края и области РСФСР наделяются в финансово-экономической и социально-культурной сферах равными с республиками правами.

Территория субъектов федерации, краев и областей не может быть изменена без их согласия.

Статья 60. Субъекты федерации осуществляют все полномочия государственной власти, кроме тех, которые в соответствии с Федеративным и Союзным договорами отнесены к ведению РСФСР и Союза ССР.

Они обладают правом законодательной инициативы в высших представительно-законодательных органах РСФСР и СССР.

Статья 61. Субъекты федерации могут передавать отдельные полномочия из своей компетенции РСФСР, а РСФСР - субъектам федерации, краям и областям с их согласия.

Статья 62. Субъекты федерации самостоятельно устанавливают свое административно-территориальное деление и систему органов государственного управления.

Статья 63. Субъекты федерации, края и области в пределах своей компетенции могут вступать в экономическое и социально-культурное сотрудничество между собой и с другими республиками - субъектами Союза ССР, а также их административно-территориальными образованиями.

Статья 64. В пределах полномочий РСФСР Конституция и законы федерации обладают верховенством на всей территории РСФСР.

Разногласия по поводу правомерности республиканских законов разрешаются Конституционным судом РСФСР.

Статья 65. В РСФСР обеспечивается свободное пользование языками РСФСР во всех сферах государственной и общественной жизни.

В РСФСР общегосударственным является русский язык; употребление его в государственных органах и общественных организациях гарантируется.

Субъекты РСФСР могут самостоятельно устанавливать свои государственные языки, которыми в их учреждениях пользуются наряду с общегосударственным языком.

Для граждан РСФСР пользование общегосударственным языком и государственными языками является правом, а не обязанностью.

Раздел IV

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ В РСФСР.
СОВЕТЫ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯН, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

 

Глава XI

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ

 

Статья 66. Представительными органами государственной власти в республике являются Советы трудящихся. В систему Советов входит:

Советы коллективов и Советы граждан по месту жительства; районные (городские), окружные Советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих; краевые, областные съезды Советов трудящихся; съезды Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих субъектов федерации и, наконец, Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих.

Срок полномочий Советов и съездов Советов трудящихся всех уровней - 5 лет.

Примечание: служащими являются не только лица гражданских профессий, но и лица, проходящие действительную воинскую службу и находящиеся на кадровой военной службе.

Статья 67. Депутаты в Советы коллективов выдвигаются и избираются коллективами структурных подразделений предприятий, организаций и учреждений. Депутаты в районные (городские) Советы трудящихся (рабочих, крестьян, специалистов и служащих) выдвигаются и избираются трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства по нормам представительства, устанавливаемым Законом о выборах и отзыве депутатов Советов.

Депутаты в Советы граждан по месту жительства выдвигаются и избираются неработающими гражданами, лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, и другими гражданами, не являющимися членами трудовых коллективов, по нормам представительства, устанавливаемым Законом.

Статья 68. Депутаты краевых, областных, республиканских (республик в составе РСФСР) съездов Советов трудящихся избираются на сессиях районных (городских) и окружных (автономных округов) Советов рабочих, крестьян,

специалистов и служащих.

Депутаты Всероссийского съезда трудящихся (рабочих, крестьян, специалистов и служащих) избираются на краевых, областных и республиканских (республик в составе РСФСР) съездах Советов.

Статья 69. Депутаты Советов коллективов, граждан по месту жительства, районных (городских) и окружных Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих (трудящихся) могут быть отозваны избирателями в любое время.

Депутаты съездов Советов трудящихся могут быть отозваны в любое время избравшим их Советом или съездом Советов, а также избирателями, избравшими их в соответствующий районный (городской) или окружной Совет.

Статья 70. Для ведения текущей работы Советы коллективов, районные (городские) и окружные Советы, краевые, областные и республиканские (республик в составе РСФСР) съезды Советов трудящихся избирают исполнительные комитеты.

Исполнительные комитеты руководят через соответствующие отделы и управления социально-экономическим и культурным строительством на подведомственной территории.

Члены исполнительных комитетов могут быть отозваны из состава исполнительного комитета в любое время избравшим их Советом либо съездом Советов трудящихся.

Круг членов исполнительного комитета, которые на срок своих полномочий освобождаются от основной работы, определяется на сессии Совета трудящихся (съезде).

Освобожденные от основной работы члены исполнительного комитета не могут получать заработную плату свыше среднего заработка квалифицированного рабочего данного региона.

Статья 71. Советы и съезды Советов трудящихся могут создавать комиссии и комитеты из числа депутатов по различным направлениям государственной, социально-экономической и культурной деятельности Совета трудящихся (съезда).

Освобождение председателей комитетов и комиссий от основной работы на весь срок полномочий может иметь место в исключительных случаях и только по решению соответствующего Совета или съезда Советов трудящихся.

Статья 72. Председатели, заместители председателей и секретари исполнительных комитетов Советов и съездов трудящихся избираются на сессиях соответствующих Советов и съездах на срок полномочий последних. Они могут быть в любое время освобождены от своих постов по решению Совета или съезда Советов.

Исполнительные комитеты являются коллегиальными органами власти в перерывах между сессиями Советов и съездами Советов трудящихся.

Статья 73. Сессии Советов и съезды Советов трудящихся проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Статья 74. Депутаты являются полномочными представителями трудовых коллективов и граждан по месту жительства в органах власти.

Депутатам обеспечиваются условия для эффективного осуществления их прав и обязанностей.

Привлечение депутатов к уголовной ответственности на соответствующей территории возможно только с согласия Совета или съезда Советов трудящихся.

Депутаты отчитываются перед избирателями и соответствующими Советами или съездами, избравшими их в состав вышестоящего Совета (съезда).

Глава XII

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯН, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
(Съезд Советов трудящихся)

 

Статья 75. Высшим органом государственной власти РСФСР является Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих (Съезд Советов трудящихся). Съезд является однопалатным органом высшей власти РСФСР и избирается в составе 500 депутатов.

Статья 76. Всероссийский съезд Советов избирает Центральный исполнительный комитет в составе 21 человека из числа депутатов съезда.

В состав Центрального исполнительного комитета по должности входят Председатель ЦИК, первый заместитель Председателя, два заместителя Председателя и секретарь ЦИК.

Статья 77. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих действует в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 78. По предложению ЦИК Съезд утверждает кандидатуру Председателя Совета Министров РСФСР и персональный состав членов Правительства.

Совмещение должностей Председателя ЦИК и Председателя Совета Министров РСФСР не допускается.

Освобождение членов Правительства, включая заместителей Председателя Совета Министров РСФСР, в перерывах между съездами осуществляется постановлениями ЦИК, утвержденными на ближайшем съезде.

Председатель Совета Министров РСФСР может быть освобожден от должности только по постановлению Съезда на основании представления ЦИК либо в связи с подачей в отставку.

В случае болезни Председателя Правительства или других уважительных причин, исключающих возможность исполнения им своих обязанностей, постановлением ЦИК исполнение обязанностей Председателя Правительства возлагается на одного из его первых заместителей.

Статья 79. Заседания ЦИК, проводимые по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, считаются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей его состава.

ЦИК является коллегиальной главой РСФСР. Представительство от имени ЦИК осуществляет его Председатель. ЦИК является постоянно действующим органом государственной власти.

Статья 80. Всероссийские съезды Советов созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Внеочередной съезд созывается по требованию одной пятой части депутатов, либо по решению высшего органа власти республики в составе РСФСР, а также по решению съездов двух областей (краев) и по решению съездов Советов двух автономных образований. Кроме того, Всероссийский съезд может быть досрочно созван по постановлению ЦИК.

Статья 81. Всероссийский съезд Советов образует комиссии и комитеты, утверждает их председателей и определяет порядок их работы.

Статья 82. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих правомочен рассматривать и решать любой вопрос, относящийся к ведению РСФСР.

К исключительному его ведению относится:

·                     принятие Конституции РСФСР и законов РСФСР, внесение в них изменений; принятие в состав РСФСР новых субъектов федерации, образование новых краев и областей; рассмотрение вопросов об изменении границ РСФСР, если это не связано с отчуждением части территории РСФСР; определение внешней и внутренней политики РСФСР; утверждение республиканских и региональных программ экономического, социального и национально-культурного развития; утверждение Российского союза ассоциаций советских предприятий; избрание Центрального исполнительного комитета; утверждение Правительства РСФСР; решение вопросов о доверии Правительству РСФСР и его Председателю; решение вопросов о проведении Всероссийского референдума; избрание Верховного суда РСФСР, Верховного арбитражного суда РСФСР, Конституционного суда РСФСР, назначение прокурора РСФСР и председателя Комитета государственной безопасности РСФСР;

·                     установление налогов и доходов, поступающих на образование Государственных бюджетов СССР и РСФСР;

·                     принятие решения о введение чрезвычайного положения, статус которого определяется Законом;

·                     ратификация и денонсация международных и межреспубликанских договоров РСФСР;

·                     приостановление действия законодательных и правительственных актов в случае, если они изданы по вопросам, относящимся к компетенции РСФСР.

Статья 83. Право законодательной инициативы на съезде Советов трудящихся РСФСР принадлежит депутатам съезда, Центральному исполнительному комитету и его Председателю, комиссиям и комитетам съезда, Председателю Правительства РСФСР, Верховному суду РСФСР, Прокурору РСФСР, республикам, краям и областям, автономным образованиям.

Статья 84. Депутат Съезда Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих имеет право обращаться с запросами в государственные органы власти и управления.

Статья 85. Центральный исполнительный комитет Съезда Советов трудящихся РСФСР обеспечивает публикацию текстов законов РСФСР, других актов, принятых Съездом.

Раздел V

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.
БЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА. СИМВОЛИКА РСФСР

 

Глава XIII
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 86. Судебная власть в РСФСР имеет своим назначением защиту конституционного строя РСФСР, прав и свобод граждан, контроль за правильным применением и исполнением законов, а также соответствием законов и актов исполнительной власти Конституции РСФСР.

Статья 87. Судебная система РСФСР включает в себя: Конституционный суд РСФСР, Верховный суд РСФСР, Высший арбитражный суд РСФСР, верховные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские суды, суды автономных образований; арбитражные суды республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных образований; районные (городские) народные суды.

Статья 88. Рассмотрение дел во всех судах общей юрисдикции, как правило, осуществляется коллегиально, в суде первой инстанции - с участием народных заседателей.

Статья 89. Судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только Закону.

Вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия запрещается.

Статья 90. Все суды в РСФСР образуются на началах выборности.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) по судебным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вышестоящие суды избираются соответствующими Съездами Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих.

Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на пять лет.

Статья 91. Судьи и народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья, вследствие избрания на другую должность или перевода с их согласия на другую работу, по собственному желанию.

Судьи и народные заседатели могут быть лишены своих полномочий за нарушение законности и совершение порочащего поступка, не совместимого с их высоким званием, не иначе как по отзыву избирателей или избравшего их органа, а также на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора суда.

Статья 92. Судьи не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской или научно-исследовательской.

Статья 93. Разбирательство дел во всех судах - открытое; слушание дел во всех судах - открытое.

Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному и оправданному обеспечивается право на защиту.

Потерпевшему и иным гражданам, участвующим в судопроизводстве, обеспечивается защита принадлежащих им прав и законных интересов.

Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу судебным приговором.

Статья 94. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке субъектов Российской Федерации, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке.

Глава XIV

Обеспечение законности и правопорядка

 

Статья 95. В защите законности и правопорядка на территории РСФСР участвуют законодательная, исполнительная и судебная власти РСФСР, адвокатура и граждане.

Статья 96. Прокуратура РСФСР. Прокурор РСФСР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за повсеместным, точным, единообразным исполнением и применением действующих на территории РСФСР законов и ратифицированных РСФСР и СССР международно-правовых актов государственными органами, общественными объединениями, их должностными лицами и гражданами.

Прокурор РСФСР назначается сроком на пять лет Всероссийским съездом Советов по согласованию с Генеральным прокурором СССР, подотчетен Всероссийскому съезду Советов трудящихся и Генеральному прокурору СССР и ответственен перед ними.

Статья 97. Адвокатура в РСФСР. Юридическую помощь гражданам и, организациям оказывают коллегии и иные добровольные объединения адвокатов, адвокатские бюро и фирмы, а также отдельные лица, имеющие право на занятие адвокатской деятельностью.

В случаях, предусмотренных Законом, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Статья 98. Участие граждан в защите законности и правопорядка.

Граждане РСФСР участвуют в отправлении правосудия, содействуют правоохранительным органам в выполнении их задач, а также самостоятельно используют предоставляемые им Законом средства реагирования на правонарушения.

Глава XV

Столица и государственные символы РСФСР

 

Статья 99. Столицей РСФСР является город Москва.

Государственный герб, флаг и гимн утверждаются Российским съездом Советов трудящихся.

 

Переходные положения

Статья 100. Принятие и изменение Конституции РСФСР производятся решением Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Всероссийского съезда Советов трудящихся.

Статья 101. До созыва первого всенародно избранного Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих Конституция РСФСР временно действует в качестве основного закона РСФСР. Соответствующее решение принимается органом, взявшим на себя государственную власть в ходе социалистической революции.

Статья 102. Статьи 15, 20-1, 26, 28, 55 и 57 вступают в силу после восстановления Союза Советских Социалистических Республик.

 

При подготовке настоящего проекта рабочей группой под руководством народного депутата РСФСР, члена Конституционной комиссии Ю.М.Слободкина использованы: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1936 и 1977 гг., Конституция РСФСР 1978 г., проект Конституции РСФСР, подготовленный депутатской группой "Коммунисты России", решение Совета рабочих Ленинграда "О будущем государственном устройстве России".

Проект предложен Российской коммунистической рабочей партией; одобрен Российским съездом рабочих, крестьян, специалистов и служащих в 1992 году. В 1993 году за вынесение данного проекта на Всенародный референдум было собрано свыше 1200000 подписей избирателей, что, согласно действующему на тот момент законодательству, было достаточным основанием для вынесения данного проекта на референдум. Уже после сбора достаточного количества подписей для референдума появился параллельный проект от КПРФ.

Во время рейтингового голосования в Верховном Совете РФ в 1993 году настоящий проект получил наибольшую поддержку, набрав в свою пользу значительно больше голосов, чем проекты Ельцина-Шахрая и Румянцева-Хасбулатова.

Согласно выводам Комиссии Государственной Думы ФС РФ по импичменту президенту РФ (1998-1999 гг.), настоящая Конституция  РФ более легитимна, чем конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

Скачать проект в виде брошюры (в формате pdf со спуском полос, 480 кБ)

 

5 Сохранение в тексте проекта Конституции пункта о наделении религиозных объединений правом юридического лица противоречит концепции Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви



1 Красным цветом (и зачеркиванием) выделены предлагаемые поправки, связанные с изменением ситуации по сравнению со временем написания данного проекта Конституции

 

2 Данная норма появилась в проекте в момент грабительской приватизации общенародной собственности и направлена против приватизации. При последующей доработке Конституции РСФСР легитимными органами Советской власти должна быть проведена корректировка данной статьи, поскольку данная ее редакция может создать проблемы при национализации приватизированного имущества

3 См. предыдущий пункт

4 Необходимость включения данной поправки вызвана тем, что статья 51 Конституции РФ 1993 года имеет широкую практику применения, следовательно, должна быть подтверждена и в последующих законодательных актах