Письмо из испанских застенков

 

Продолжаем публикацию письма от Маркоса Понсе, нашего друга, политзаключенного Испании с 2002года, осужденного на 40 лет.

(Окончание. Начало в «М» № 6)

 

...Возвращаясь к обсуждению, предложенному на конференции в Москве, я полагаю, что кризис международного коммунистического движения мог бы быть несколько облегчен, если бы поддержка оказывалась революционным тенденциям Венесуэлы, вместо реформистских предложений, пытающихся избежать реального облечения властью рабочего класса. Очевидно также, что надо продолжать поддерживать антиимпериалистическую позицию Венесуэлы против США. Подчеркиваю, что революционные преобразования в этом случае не должны предполагать насильственных методов, поскольку в Венесуэле обеспечены условия для идеологической работы по повышению сознания масс. Попросту говоря, в отличие от того, что происходит здесь, в Испании, там тебя не засадят пожизненно в тюрьму за публичные призывы облечь рабочий класс властью. Не существует системы, которая бы препятствовала этой политической работе; следовательно, классовая борьба имеет в Венесуэле широкое поле для развития. И те коммунистические партии, которые осуществляют эту работу, должны были бы, по моему мнению, получить поддержку международного коммунистического движения.

«Китайский путь», по моему мнению, не имеет столь определенных черт, как случай Венесуэлы. Там нет угрозы гражданского противостояния, несмотря на то, что империализм янки не прекращает попыток его развязать, гарантируя все необходимые средства своей беспошлинной зоне в Гонконге. Равным образом, коммунистическое движение, в сущности маоистское, имеет, по-видимому, свободу деятельности; оно возглавляет важные заба-стовки, одерживает важные победы и добивается уступок в таких областях, как повышение зарплаты, выступление против приватизации государственных предприятий, восстановление предприятий и ранее уволенных рабочих, пособия по безработице, общественные службы образования, здравоохранения, жилья и т.д. С другой стороны, взрывной рост Китая как мировой экономиче-ской державы делает воможным более высокий уровень жизни его граждан, что сопряжено с ростом безразличия к политическим вопросам, а это, в свою очередь, облегчает втягивание в орбиту пропаганды капиталистического образа жизни. До сих пор, по моему мнению, руководители китайского государства учитывали способности китайского народа реагировать на ускоренные или радикальные реформы, направленные на приватизацию экономики и на империалистический дрейф, грозящий привести к внешним войнам, чего народ не поддержал бы. Китайское государство, кажется, улавливает эти чувства китайского народа, что не означает, будто приватизации остановились, а олигархические семьи не увеличивают свое могущество. Китайское государство использует капиталистическую конкуренцию и эксплуатацию рабочего класса как мотор своей мировой торговой экспансии. Что же должны делать мы, коммунисты? Какова должна быть наша позиция по отношению к Китаю? Я полагаю, что в международной сфере Китай представляет этот новый антиимпериализм, ослабляя империалистических агрессоров и поддерживая страны, которые намерены сбросить их иго; поэтому такие акции надо поддерживать, если только не произойдет попыток подчинения стран, которым оказывается помощь.

В отношении внутренней ситуации в Китае я полагаю, что работа коммунистов должна состоять в настаивании на идеологизации рабочих масс посредством изучения их социалистического прошлого, на проекции социалистического общества исходя из пройденного ими пути. Классовая борьба в Китае не имеет причин приобрести насильственную окраску, так как очевидно, что государство не в состоянии превратить Китай в империалистическую или капиталистическую на западный лад страну. Но также очевидно, что Китай в сущности управляется критериями капиталистической эксплуатации. Дело в том, что создать ситуацию, которая привела бы к гражданскому политическому столкновению в Китае, было бы все равно, что положить его к ногам империалистических завоевателей, со всем тем, что это означало бы для нарождающегося нового антиимпериалистического блока. С другой стороны, противодействие идеологизированных рабочих масс приватизаторским тенденциям государства необходимо, чтобы сдержать всякое отклонение Китая в сторону империализма. Полагаю, таковы параметры, в которых может в настоящее время двигаться политическая борьба в Китае, в самых общих чертах.

Ну вот, товарищ Глаголева, на эту тему можно говорить гораздо больше, но места нет, да и средство общения неподходящее. Мне известно, что мадридские товарищи, которые перешлют тебе это письмо, могут передать вам гораздо более важные работы по этой теме. Я же посылаю тебе лишь некоторые размышления из моей камеры.

Конечно, коронавирус, КОВИД-19, сильно ударил по Испании; происходит много заражений и слишком много смертей. Теперь, по крайней мере, вспомнили о миллионах медработников, эмигрировавших в другие страны по причине приватизации здравоохранения, и о закрытых больницах. Правительство уже выложило 200 миллионов евро из госказны, бросив их в финансовый сектор. Испания (и Европа) выйдут из этой пандемии с большим уроном. Обращает на себя внимание то, что испанское государство поддерживало империалистические войны НАТО и Евросоюза, а теперь единственные, кто откликнулся на наш призыв SOS, – это китайцы. Полагаю, пандемия будет иметь драматические последствия также и в США. Думаю, после этого изменится многое; кризисы станут невыносимы, и населению придется на это ответить каким-то образом. Посмотрим.

Дорогая Глаголева, прими коммунистический привет и передай его всем советским друзьям и товарищам.

За коммунизм! До Победы!

Перевод А.В. Харламенко