Самая настоятельная наша обязанность

По материалам книги В.В. Ложкина «Когорта славных»

 

Самая первая, самая настоятельная наша обязанность, – писал В.И. Ленин в работе «Что делать», – содействовать выработке рабочих революционеров, стоящих на таком уровне в отношении партийной деятельности, как и интеллигенты-революционеры...». Эту задачу он начал выполнять уже в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса».

***

От редакции. В «Мысли» №6 мы печатали отрывки из книги В.В. Ложкина о роли рабочих-большевиков в развитии революционного движения в России и обещали продолжить публикацю. Что и делаем.

 

 

«Заносить идеи классовой борьбы, социализма»

Это было в Екатеринославе в 1897 году. В том самом городе, куда был сослан ряд рабочих – членов ленинского «Союза борьбы» (И.В. Бабушкин, П.А. Морозов, К.И. Темигас и другие) – и который потом будет назван Днепропетровском.

В один из кружков, где организатором был И.В. Бабушкин, был вовлечен молодой Г.И. Петровский (позже рабочий депутат IV Государственной думы, революционер, впоследствии один из руководителей страны, которого в народе называли «всеукраин-ским старостой» – ред). Он вспоминал, что И.В. Бабушкин провел несколько занятий, а затем предложил послушать И.А. Морозова. Он «предупредил, что Морозов в знании марк-сизма выше его, и его слушать надо внимательно». А в другом месте И.В. Бабушкин скажет об И.А. Морозове: он «в наших глазах являлся самым образованным человеком из рабочих, и мы постоянно мечтали сделаться когда-нибудь таковыми же».

Сначала внешность Морозова озадачила членов кружка Бабушкина: уж очень простой, рабочий, вид был у него. Но стоило ему заговорить, как перед слушателями возник народный трибун. Яркая притягательная сила светилась в его глазах, вызывая симпатию. Огромная эрудиция, железная логика марксистской аргументации захватили в плен слушателей. Образный язык поэта. Вот вам и простой рабочий!

Он провел беседу по «Капиталу» К. Маркса. В доступной форме раскрыл предмет политической экономии, разъяснил, что такое капитал по Марксу. Свободно оперируя фактами, фамилиями, он рассказал, как буржуазные ученые старались оправдать капиталистическую эксплуатацию, «научно» доказать ее необходимость и вечность. Шаг за шагом, следуя логике «Капитала», он показал великое открытие Маркса — учение о прибавочной стоимости.

Затем Морозов перешел к освещению эксплуатации рабочих в России, диких репрессий царского правительства против малейшего движения рабочих к улучшению их положения. Он оперировал близкими слушателям фактами. Дал краткий анализ истории революционного движения в стране, причин его неудач, критиковал взгляды народников, анархистов, показал силу учения марксизма, направленного на революционное пробуждение широких народних масс и, прежде всего, пролетариата. Употребляемые им слова и образы были так близки рабочим, что идеи Маркса запечатлелись в их сознании на всю жизнь. И спустя более полувека Григорий Иванович подробно рассказывал об этом занятии...

Было и много других пропагандистов-рабочих, которые вели занятия в рабочих кружках в разных городах страны…

Анализ идеологической деятельности «Союзов борьбы» позволяет сделать вывод, что будучи первым объектом воздействия со стороны социалистической интеллигенции, рабочие сами сравнительно быстро стали активно воздействовать на массы рабочего класса в социалистическом духе. В этом одна из важнейших социальных функций слоя рабочих-передовиков.

«Русские социал-демократы... – писал В.И. Ленин, – будут стараться просвещать передовых рабочих,.. чтобы эти рабочие, приходя в соприкосновение с более отсталыми слоями пролетариата, заносили и в них идеи классовой борьбы, социализма и политических задач...»…

Наиболее массовой формой участия рабочих в пропаганде марксизма было ведение занятий в кружках начинающих. Нередко рабочие предпочитали, чтобы с ними занимался рабочий же, ибо он лучше знал условия труда, жизни, нужды, чаяния, уровень подготовки слушателей и на начальном этапе политического образования мог успешнее вести пропаганду.

«Нашей задачей, – вспоминал один из вожаков московских рабочих С.И. Прокофьев, – было пробудить интерес в рабочих к политическим вопросам,.. создать потребность в обмене мыслями не только с нами, но и с интеллигентами»...

Еще более массовым было участие рабочих в агитационной работе. Можно сказать, что в известной степени переход от пропаганды к массовой агитации стал возможен потому, что в кружках были подготовлены кадры рабочих-агитаторов. Описывая работу петербургского «Союза борьбы» 1898 г., Б. Горев писал: «К устной агитации нам, членам «Союза»-интеллигентам, приходилось мало прибегать. Ее вели рабочие на фабричных дворах и загородных массовках».

Источники сохранили десятки и сотни имен агитаторов 1890-х годов. Они провели огромную революционную работу…

Анализируя бесцензурные листки (листовки – ред.), главные произведения рабочей печати России 1890-х годов, В.И. Ленин писал, что «без самого активного участия передовых рабочих в составлении и распространении такой литературы она существовать бы не могла»...

Одна из ярких страниц рабочей печати – революционная поэзия пролетарских авторов. Тяга к произведениям русской свободолюбивой поэзии, к А.С. Пушкину, поэтам-декабристам, к Н.А. Некрасову, стихи которых читали на собраниях рабочих кружков, митингах, маевках, была характерным явлением. То была эпоха, когда каждый настоящий поэт становился революционером и каждый революционер был в душе поэтом. Пробуждающееся революционное самосознание требовало поэтического самовыражения. Вот почему при обы-сках стихи находили почти так же часто, как и революционные прокламации.

В Москве многие знали стихотворение рабочего фабрики Викулы Морозова Константина Голицына «Награда»:

Когда придет рабочий бедный

Просить деньжонок на нужду,

Им жалко дать полушки медной,

Помочь — считают за беду.

Разоблачая подкуп приказчиков, конторщиков, автор пишет о беспросветной нужде рабочих:

Весь век не видишь ты отрады

За свой тяжелый, вечный труд.

Бедняк, не жди себе награды,

Тебе копейки не дадут.

С.И. Прокофьев вспоминал, как после его ареста и допроса в охранке генералом Середой слесарь И.А. Лазарев, сочинил остроумный текст «молитвы», начинавшейся так:

Господь, услышь мое моленье,

Рассей врагов моих ряды,

Спаси меня от отделения

И генерала Середы.

То, что песни передавались из уст в уста, очень пугало охранку. Это не прокламация, которую можно соскоблить с забора, сжечь, уничтожить. Песни прочно усваивались памятью. Вот одна из них:

Хорошо наше селенье,

Да одно есть — униженье –

Очень грязное.

Хороша наша Россия,

Да порядки в ней худые,

Безобразные.

Песни и стихи разоблачали капиталистов, рисовали бесправие народа («Мужичка за тяжкий труд розгой земские дерут – без милости»), засилье попов («Мужичка поп обирает, мужичка поп ослепляет – без совести»). И даже в лирических, носящих личный характер стихах, рабочие-поэты воспевали революцию, верили в ее победу. Из иркутской тюрьмы писал рабочий Иннокентий Воронцов, надеясь на скорую встречу с любимой:

…Тогда песню свободы спою,

И забуду все скорби и муки,

И счастливые слезы пролью

После долгой тяжелой разлуки.

Снова в бой на врага я пойду,

Я уверен, что есть еще силы.

И лишь отдых себе я найду

На развалинах вражьей могилы.

Имена многих рабочих-поэтов остались неизвестными. Но они внесли свою лепту в становление революционного сознания, психологии, морали.

В целом – неизмеримо велика роль передовых рабочих в классовой борьбе пролетариата.